Двух гениальных эмигрантов — Михаила Барышникова и Иосифа Бродского — связывала крепкая дружба и схожее мировоззрение.
Двое из СССР
Они познакомились, когда Барышников покинул СССР — в 1974 году. К этому времени Бродский, принудительно высланный советскими властями, жил в США уже два года.
Их объединила и сложная судьба, и выдающиеся таланты. Бродский, окончивший лишь восемь классов школы, высланный из родной страны, блестяще преподавал в мировых университетах, получил Нобелевскую премию. Барышников, которому в детстве, после смерти матери, пришлось жить в семьях одноклассников, стал премьером Американского театра балета, мировой знаменитостью.
Мышь и кот Joseph
Барышников вспоминал начало их знакомства:
«Он [Бродский] предложил перейти на „ты“, но с одним условием: вместо „Миша“, он, по созвучию, предложил называть меня „Мышь“… Для себя он выбрал парное к моей новой кличке имя — „кот Joseph“ — и тут же добавил: „Мяу!“ Так мы друг друга и называли до последнего дня нашей дружбы».
Об этом он рассказал в книге российско-британского литературоведа Валентины Полухиной «Из не забывших меня. Иосифу Бродскому. In memoriam».
Барышников был одним из первых, кому Бродский читал свои стихотворения. Несмотря на то, что поэт не любил балет, на выступления Михаила, при случае, он обязательно приходил.
Иосиф Бродский говорил о Барышникове:
«Миша знает больше стихов из русской поэзии наизусть, чем я. В жизни он одинок и полагается на свою интуицию. У него потрясающая способность впитывать в себя все новое. Я думаю, что Моцарт был похож на него. Они родились в один день (27 января). Я никогда никого не встречал в жизни, в ком так же переплетались светлое и трагическое начала».
«Русский самовар»
В конце 80-х друзья стали совладельцами нью-йоркского ресторана «Русский самовар». Довольно скоро это заведение превратилось не только в место встреч для друзей и знакомых, но и в один из центров, сохраняющих русскую культуру в США.
Сюда любили приходить Мстислав Ростропович, Белла Ахмадулина, Сергей Довлатов, Булат Окуджава. Правки в меню вносили Иосиф Бродский, Юз Алешковский.
Михаил Барышников был амбассадором ресторана. Великий танцовщик очень популярен, и на него всегда идет публика, его хотят видеть не только на сцене, но и в обычной жизни.
В одном из интервью он рассказывал:
«О! Это Иосиф меня втянул! Я сам на такое бы не решился… Какое-то время это было интересное заведение — там можно было почитать, выпить рюмку, съесть холодец, спеть „Марш славянки“ — Бродскому это нравилось».
Ресторан работает и сейчас, знакомя жителей и гостей Нью-Йорка с русской национальной кухней и культурой.
«Be good, мышь»
Дружба двух гениев длилась более 20 лет. Их разлучила только смерть поэта, которая случилась 28 января 1996 года.
В Санкт-Петербурге, в Мемориальном музее Бродского, сейчас открыта выставка «Be good, мышь», посвященная дружбе Иосифа и Михаила. Именно эти слова Бродский произнес в последнем разговоре с Барышниковым, поздравляя его с днем рождения, практически за несколько часов до смерти.
Данью памяти друга стал моноспектакль «Бродский/Барышников», во время которого Михаил Николаевич читал стихотворения Бродского.
Об этой работе Барышников сказал:
«Я никогда не был человеком только балета. Я все ставлю на одну полку, передаю эмоции и чувства через движение и слова, выбирая такие проекты, которые становятся переходным мостиком от танца к фотографии или театру. Я более уверенно чувствую себя в спектаклях, где мне приходится двигаться, хотя нынешний спектакль — это скорее из области театра филологии, а не хореографии».
Премьера состоялась в 2015 году в Риге. Позднее постановку увидели в США, Англии, Израиле и Италии.
В спектакле Барышников практически не танцует, но в его исполнении любое действие, любое движение — уже танец. Как и в исполнении Бродского любое слово — уже поэзия.
Читайте также:
— Игорь Стравинский: музыка настоящего, музыка вечности
— Великая «босоножка» Айседора Дункан
Больше статей о балете, культуре и искусстве у нас на сайте, переходите ↓