Год назад, зимой 2021, в фейсбуке запустили акцию #литературнаяэстафета. Суть акции была в том, чтобы в течении 10 дней публиковать обложки книг, оказавших на меня значимое влияние в развитие моего мировоззрения и литературных предпочтений.
Когда мне предложили принять участие в этой акции я, сначала, согласился, а потом подумал, что не готов. Книга без небольшой аннотации, это неправильно. Посмотрел, что размещают некоторые, хорошо знакомые мне персонажи, которые если и читали книги, которые рекомендуют, то совершенно точно в них ничего не поняли! Их поведение расходится с тем, что они советуют к прочтению. Потом увидел у некоторых управленцев хештеги #ачтотакможнобыло #каждыйуправленецдолженэтопрочесть, и понял, что действительно - разные поколения и разные ценности. Вот и подумалось мне, а что бы я порекомендовал прочесть школьникам, студентам, педагогам и будущим управленцам, чтобы не превратиться в «функцию», а суметь остаться человеком. В итоге я публиковал в течении тех же 10 дней обложки книг, но со своей краткой аннотацией и хештегом #книгиформирующиечеловека. Закончилось все тем, что на 11 день, я написал небольшое размышление на заданную тему. И сейчас хочу к нему вернуться.
Итак.
Сегодня обложек не будет. Сегодня хочется поговорить о самой литературной эстафете. Не знаю для чего эту акцию затевали, но меня очень сильно удивило пренебрежение отечественной литературой, еще точнее советской. Нет Булгаков и Ильф и Петров со Стругацкими присутствуют. Русские классики, конечно же. Немного современной литературы. Остальное - импортное. Причём это проявилось не вчера, это наблюдается давно. Вот у них там... И рыцари, и ковбои с индейцами, и золотоискатели с пиратами - жизнь ключом. А у нас - бородатые бояре в шубах и полная скукотень.
Я хорошо помню себя школьником. Джек Лондон с его Смоком Белью, зачитанный до дыр, и жаркие обсуждения во дворе с одновременными планами куда и что мы пойдем открывать. Жаль, что Куваев попался мне позже. Прочти я его до Лондона, возможно его произведения не вызвали бы потом такого восторга. Да, интересно, но не более. За Куваевым последовали Григорий Федосеев с его книгами "Мы идем по Восточному Саяну" и "В тисках Джугдыра". Борис Горбатов "Обыкновенная Арктика". Герман Жилинский "Следы на земле".
А потом появился вопрос - почему совокупный тираж этих книг в разы меньше тиража Джека Лондона. Чем Федосеев хуже Белью? Учитывая, что второй выдуманный персонаж.
А еще позже родился продолжающийся уже больше 30 лет спор с коллегами филологами - почему мы изучаем, пусть замечательных, но чужих Лондона, Ремарка, Хомигуэйя, и не изучаем своих. Чем Баклаков занимающийся разведкой для страны золота на Чукотке, хуже Белью, занимающегося добычей золота на Аляске для себя? Или Куваев менее талантлив чем Лондон? Весьма спорный вопрос!
Почему моя учительница литературы в школе, Вера Петровна, не открыла для меня этот замечательный мир советской приключенческо-патриотической литературы? Сейчас, спустя почти 40 лет я понимаю, что она просто не была с ней знакома, этот пласт современных ей книг, прошёл мимо. Учителя публикуют обложки книг Мураками... Но давайте будем честны, если уж рекомендовать такого плана литературу, то пусть читают "первоисточники" - Кафку, Воннегута et cetera...
Иван Ильин говорил, что от подножия горы не увидишь ее вершину. Вершину горы можно увидеть только с другой вершины. Так давайте дадим ученикам возможность подняться, для начала, на нашу вершину и только потом идти к другим. А то получается и до нашей не добрались и другую толком не разглядели!
Итогом, такие вот манкурты, воспитанные непонятно на чем попадая во власть, начинают придумывать всяческих советников по воспитательной работе. Окститесь, какие советники? Воспитание начинается с семьи! И если в семье из книг только сборник анекдотов в туалете, то какой уж тут советник. Тут сначала надо родителей воспитывать. Недавно состоялся разговор с одной такой родительницей. Пришла с жалобой, что ее ребенку на конкурс стихов о войне (!) я посоветовал взять Симоновское «Сын артиллериста». Как я мог такое посоветовать? Автор - сталинский лизоблюд, апологет тоталитаризма, а само стихотворение абсолютно не гуманно! Кстати, это стихотворение, в свое время, тихонько убрали из школьной программы. После этого мы удивляемся, что на Вечном Огне шашлыки жарят... Разруха, как известно не в клозетах, а в головах.
Это можно принять за старческое брюзжание, если бы не одно, но! Брюзжание не про то, что дети мало читают, нормально они читают. Брюзжание про то, что люди, которые должны были бы учить детей читать, сами этому так и не научились, хоть и имеют институтские дипломы. Когда у директора школы в литературной эстафете Гарри Поттер, Ден Браун, Бакман и т.п. возникает вопрос, а что она может донести до учеников? И что она может подсказать учителям? Рекомендуя «Трех мушкетеров» она понимает второе дно этой книги? Счастье что еще свою любимую Дарью Донцову не включила (хотя, может быть, она её и не любит, но судя по представленным обложкам - должна любить).
Когда я критически отзываюсь о Солженицине или Платонове, то всегда советую прочитать Вяткина "Человек рождается дважды". У него правды про этот период, на одной станице больше, чем во всех произведениях вышеупомянутых! У него действительно - документ эпохи.
Умберто Эко, при том, что он замечательный медеевист, не формирует наш «культурный код», как, впрочем, и Маргарет Митчел. Я не говорю, что зарубежную литературу изучать не надо. Конечно надо, но вот задуматься над подбором этой литературы стоит серьезно.
И, кстати, стихотворение Гёте
Uber allen Gipfeln
Ist Ruh’,
In allen Wipfeln
Spurest du
Kaum einen Hauch.
Die Vogelein schweigen
im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.
Мне нравится больше в подлиннике, а если и перевод, то Брюсова, а не Лермонтова.