17 февраля Верховная Рада Украины приняла освеженный закон «О виртуальных активах» (ВА), регулирующий оборот криптографических валют на территории государства. Вместе с профессионалами, участвующими в его разработке, и посторонними специализированными спецами журнал kripta.pro разобрался, что ожидает собственников криптографических валют в Украине.
Содержание:
Что регулирует закон?
Закон вводит в законную плоскость оборот виртуальных активов. Они делятся на:
- необеспеченные ВА (традиционные цифровой валюты вроде bitcoin и Ethereum);
- обеспеченные ВА (security-токены, дающие право на доходы либо/и активы компании);
- денежные ВА, обеспеченные фининструментами (токенизированные акции) и денежными ценностями (стейблкоины и CBDC).
Обеспеченные ВА в отличие от криптографических валют удостоверяют имущественные права, в том числе, права требования на остальные объекты гражданских прав.
«Цифровой валюты по систематизации закона относятся к необеспеченным виртуальным активам. Их охарактеризовывает отсутствие обеспеченности имущественным либо неимущественным правом. Это значит, что за всякую криптографическую валюту никто ничего не дает обещание, это самостоятельная единица рынка», – объяснил член публичного союза «Виртуальные Активы Украины» (ВАУ) и управляющий партнер фирме по оказанию юридических услуг Juscutum Артем Афян.
Сектор DeFi и NFT закон впрямую не касается, но обширное трактование терминологии дозволяет их регулировать.
«Советы FATF по теме DeFi и NFT размещены только в октябре 2021 года, и у нас еще не было времени их имплементировать в нормах этого закона. Но термин «виртуальный актив» изложен довольно абстрактно, чтоб охватить все виды ВА», – сказал глава наблюдательного совета ВАУ и межфракционного объединения народных парламентариев Украины Blockchain4Ukraine Алексей Жмеренецкий.
Единственная несоответствие, на которую он указал: если админ DeFi не быть может определен, неясно, кто должен исполнять нормы закона.
«Одним из вызовов для законодателя является определение права принадлежности на NFT для его держателя. На блокчейне держатель токена определен как его неповторимый собственник, а в законодательной системе это никак не закреплено. Сейчас нами разработан и зарегистрирован проект изменений в Гражданский кодекс Украины, который должен отчасти решить эту дилемму», – добавил Жмеренецкий.
Гендиректор ВАУ, глава группы помощников межфракционного объединения народных парламентариев Украины Blockchain4Ukraine Константин Ярмоленко сообщил, что закон касается только организаций, предоставляющий услуги в сфере ВА:
«Если ты как физическое лицо отправляешь крипту иному физическому лицу либо просто держишь крипту как финансист, нормы этого закона тебя не касаются и ты можешь спать расслабленно».
Продавцы могут хранить/управлять ВА, проводить операции обмена и перевода таковых активов, также оказывать посреднические услуги, которые связаны с ними.
Если заграничная компания подпадает под аспекты поставщика ВА и предоставляет услуги украинским гражданам, она должна зарегистрировать свою деятельность в государстве.
«Если резидент Украины просто проводит операции с каким-то заграничным ВА, данный заграничный эмитент не должен пройти процедуру регистрации как поставщик ВА в государстве», — сообщил Ярмоленко.
Предусмотренные законом санкционные меры будут применяться к нарушителям только по истечении 3-х месяцев с даты внедрения государственного реестра поставщиков связанных с ВА услуг.
«Учитывая то, что на разработку и пуск списка необходимо время, пользователи ВА и потенциальные продавцы ВА получат нужное время на адаптацию. Использовать санкционные меры в рамках этого закона до вступления этих санкционных мер в силу нереально», – объяснил Константин Ярмоленко.
Новые регуляторы рынка
Контроль над рынком распределен меж НБУ и Государственной комиссией по ценным бумагам и рынку ценных бумаг (НКЦБФР). Нацбанк несет ответственность за ВА, обеспеченные денежными ценностями. Регулирование оборота криптографических валют и ВА, обеспеченных ценными бумагами или деривативным денежным инвентарем, закон закрепляет за НКЦБФР, объяснили юрисконсульты Juscutum Владислав Кислицкий и Андрей Чабан.
В НКЦБФР поведали, как будут регулировать рынок виртуальных активов в Украине
При всем этом из новой версии документа пропало положение о необходимости сотворения нового регулирующего органа и упоминание Минцифры, которая обязана была его временно подменять. До этого kripta.pro обсудил с представителями учреждения это изменение.
Минцифра Украины пояснила свое исключение из числа регуляторов криптографических валют
«Я думаю, что и у 1-го, и у второго подхода были свои плюсы и минусы, – гласит Артем Афян. – Во время общения, благодаря Минцифре, позиции Комиссии и НБУ появилось осознание, что избранные регуляторы будут действенными. Как указывает опыт, большинству почаще всего не нравится создание нового органа».
При всем этом юрисконсульты JuscutumКислицкий и Чабан подчеркнули, что для регулирования полностью всех качеств, с которыми может столкнуться участник рынка ВА, экспертные исследования и опыта НБУ и НКЦБФР может оказаться недостаточно:
«Принципиально держать в голове, беря во внимание разные типы и виды токенов, регуляторов по ним быть может больше. К примеру, если токенизируют электричество – это один регулятор, а если землю – иной. Не может существовать одного регулятора».
Банки в игре
СЕЙЧАС ЧИТАЮТ:
Министерство финансов сообщил о разработке 2-ух проектов…
В НКЦБФР рассказали, как будут регулировать рынок…
с помощью закону банки станут одним из полноправных участвующих криптовалютного рынка. Это, согласно мнению создателей, обусловлено глобальными тенденциями и в особенности животрепещуще в свете сотворения центральными банками своих криптоденег.
«Платежная система CBDC будет доступна только денежным институтам, хранящим средства на счетах центральных банков, и проф присутствующим на рынке. В продвинутых странах системы розничных платежей и расчетов уже довольно продуктивны, работают фактически в настоящем времени и постоянно доступны. Конкретно банковские сервисы дозволят гражданам работать с CBDC», – объяснил Артем Афян.
На техническом уровне банки являются более готовыми игроками рынка ВА, так как имеют широкую базу клиентов, проводят KYC и действуют как субъекты первичного финансового мониторинга, считает Константин Ярмоленко.
Как он сообщил, введение в оборот разрабатываемой НБУ е-гривны лишит кредитно-финансовые учреждения части дохода от проведения операций по оплате продуктов и услуг, также фиатным платежам, потому с их стороны «будет уместно направить внимание на рынок ВА».
«Как банки окажутся довольно резвыми и гибкими и смогут составить конкурентную борьбу например лучшим обменникам либо криптобиржам – покажет время. Если банки приспосабливаются, то выживут и даже заработают, а если нет, то вымрут как динозавры», – добавил Ярмоленко.
Соответствие советам FATF
Согласно мнению создателей документа, одной из основных задач при разработке проекта закона было реализация советов FATF. Алексей Жмеренецкий подчеркнул, что закон был должен предупредить попадание Украины в блэклист из-за вероятного отмывания доходов при помощи ВА.
«Принципиальный нюанс – все наши выработки мы организуем с сотрудниками из Госфинмониторинга Украины, так как они находятся на острие обсуждений с FATF и только они владеют всей полнотой инфы по этому вопросу», — сообщил он.
С учетом новых расширенных советов FATF и нормативного подхода глобальных юрисдикций к его имплементации создатели готовы в случае необходимости внести перемены в закон «О ВА».
В текущей версии законотворцы не ставили собственной задачей верно указать механизмы регулирования рынка криптовалют, а ориентировались только на установку главных правил.
«Пока писали закон ICO канули в лету, возникли и ушли в прошедшее 100, позже были IEO, возникли NFT, на данный момент начинается DAO и т.д.. Законотворцу чрезвычайно трудно угнаться за этим, это уже задачка регулятора», – объяснил Артем Афян.
Одно из положений закона предоставляет обладателям криптографических валют право без помощи других определять стоимость ВА. Но, согласно мнению Афяна, сделать риск легализации финансов такая норма не может благодаря нескольким уровням контроля.
Регуляторы должны смотреть за продавцами услуг и в случае нарушений предупреждать и разрешить такую деятельность. Сами продавцы услуг для проведения операции должны собрать все нужные сведения о клиенте, в том числе данные об отправителе (зачинателе) операции (установочные сведения физлица либо данные компании) и такие же сведения о получателе ВА.
«Поставщик может отказать в проведении операции, если есть подозрения, что ВА либо деньги соединены с криминальной работой. При всем этом покупка и продажа хоть какого ВА случается по рыночной стоимости, которая отображается биржей либо брокером. Не зависимо от самостоятельного определения цены на ВА сам рынок, при любом варианте, воздействует на формирование цены ВА в согласовании с глобальными финансовыми методами», – объяснил юрист.
Реакция рынка
Представители бизнеса и специализированных ассоциаций в общем положительно оценили принятие закона.
В Binance назвали это большим шагом для всей промышленности и отметили, что закон обеспечивает защиту украинских пользователей от мошенничеств и преступлений в области криптоденег.
«с помощью закону обладатели криптографических валют в Украине смогут законно обменивать активы, заносить их в отчеты по налогам, открывать блокчейн-бизнесы и применять цифровой валюты в собственной ежедневной жизни», — сообщил ForkLog генеральный менеджер Binance в Украине Кирилл Хомячков.
CEO биржи WhiteBIT Владимир Носов подчеркнул, что принятие закона завлечет в государство уже работающие в заграничных юрисдикциях компании и создаст возможности для коллабораций этих проектов как с украинским делом, так и с муниципальными сервисами:
«В таком формате можно думать и о интернациональной экспансии украинских проектов».
В Блокчейн Ассоциации Украины дополнительно заявили, что рады принятию проекта закона:
«Это указывает, что политика страны «криптофрендли» не только словестно, да и на самом деле».
Head of Legal биржи Kuna Анна Воеводина подчеркнула, что закон легализует рынок криптографических валют, обеспечит доп поступления в бюджет и создание новых рабочих мест. Она подчеркнула, что регуляторам еще предстоит создать ряд подзаконных актов для настоящего пуска рынка:
«Впереди самая предстоит наимощнейшая борьба — борьба за налоговые платежи».
Закон «О виртуальных активах» не начнет действовать без принятия изменений в Налоговый кодекс. Согласно мнению Алексея Жмеренецкого, проект закона о налогообложении криптовалютных операций занесут в парламент в течение 2-ух недель.
Подчеркнём, в сентябре 2021 года Верховная Рада Украины утвердила законопроект «О ВА» во 2-м чтении. Но тогда президент Владимир Зеленский возвратил документ на доработку, предложив сделать главными регуляторами рынка только НБУ и НКЦБФР.
Остальные положения не перетерпели изменений и 17 февраля 2022 года закон совсем утвердили. До этого ForkLog тщательно разбирал документ:
Украина признала цифровой валюты: детализированный разбор закона «О виртуальных активах»