Финляндия объявила войну СССР 25-го июня 1941 года, боевые действия на Карельском перешейке начались 1-го августа.
Силы сторон на Карельском перешейке
Первоначально численное преимущество было на стороне советской 23-й армии. Но после того, как две танковые и одну стрелковую дивизии из армии забрали, в ней осталось лишь четыре стрелковых и моторизованная дивизии, против семи финских.
Финские дивизии 1941 года были значительно сильнее тех, что сражались в Зимнюю войну. По количеству полевой артиллерии они немного уступали советским: три легких и один тяжелый дивизион, против четырёх легких и тяжелого в дивизии РККА. Правда, на вооружении были орудия времён Первой Мировой: русские 76-мм пушки и 122-мм гаубицы, английские 114-мм гаубицы, французские 155-мм и австрийские 150-мм гаубицы, 105-мм французские пушки, но и в дивизиях 23-й армии артиллерия была аналогичная. У финнов было намного меньше противотанковой и зенитной артиллерии, меньше миномётов и совсем не было полковой артиллерии. По количеству «штыков» финская дивизия лишь немного уступала советской.
При этом советские войска имели подавляющее преимущество в авиации и танках. По данным Е. Дрига («Механизированные корпуса в бою»), даже после того, как из армии изъяли обе танковые дивизии, там остался 41-й танковый полк (41 танк Т-26), приданный 198-й моторизованной дивизии, у которой своих танков не было. А также пять отдельных батальонов: всего 54 танка Т-26 и 102 танка БТ-2 (из них лишь 59 были боеспособны), составивших «армейскую танковую группу» 23-й армии. Кроме того, в 23-й армии было и по 16 малых плавающих танков в каждой стрелковой дивизии.
Учитывая, что у финнов было лишь два взвода трофейных малых плавающих танков и один взвод трофейных же огнемётных танков, а единственный танковый батальон был передан на Петрозаводское направление, преимущество в танках у 23-й армии было подавляющим.
Выборгский десант
Выборгское направление прикрывал 50-й стрелковый корпус, в составе 43-й и 123-й стрелковых дивизий, 101-го, 108-го и 519-го гаубичных артиллерийских полков РГК, а также Выборгский укреплённый район.
С финской стороны действовал 4-й армейский корпус в составе 8-й и 12-й дивизий, в резерве находилась 4-я дивизия.
После того, как финские войска провели успешную операцию на Приозерском (Кексгольмском) направлении, 50-й корпус оказался под угрозой окружения. С 20-го августа обе дивизии корпуса начали отход от границы и сосредотачивались севернее Выборга. 24-26-го августа 123-й дивизией, совместно со 115-й стрелковой дивизией 19-го корпуса была принята попытка контрудара, который финны отразили.
22-го августа 8-я финская дивизия вышла на берег Выборгского залива.
Береговую оборону залива обеспечивал Выборгский сектор береговой обороны. В его составе было два артиллерийских дивизиона, в которых успели вступить в строй десять батарей: всего 12 152-мм, 5 130-мм и 24 45-мм орудия. Также в составе сектора были 41-й пулеметный, 51-й стрелковый и саперный батальоны и 27-й зенитный дивизион. Части сектора находились как на берегу, так и на островах и должны были обеспечить противодесантную оборону.
Поддержку с моря должен был обеспечить Шхерный отряд Балтийского флота в составе трёх бронекатеров, четырех торпедных катеров, трёх самоходных барж и прибывшей в августе канонерской лодки «Кама». Также в районе Выборгского залива находились пограничные катера 1-го Балтийского погранотряда.
Береговые части должны были помешать входу в залив кораблей противника и не дать высадить десанты. Возможно, они рассчитывали на что-то большее, чем шлюпки и рыбачьи лодки, на которых финны переправились через залив. Кроме того, штаб сектора, в связи с отступлением сухопутных войска в этом время готовился к эвакуации из Выборга.
Согласно «Отчету 8-й пехотной дивизии о боях в Сомме-Порлампи», где подробно описан каждый день операции, с 24 августа по 1 сентября финнам удалось перебросить через залив четыре батальона 24-го и 45-го полков 8-й дивизии, с миномётами и противотанковыми пушками. Несмотря на то, что береговые батареи вели обстрел, а сторожевые катера и авиация потопили несколько судов, сорвать переправу не удалось.
Для борьбы с финским десантов из частей береговой обороны, пограничников, школы бригады морской пехоты был сформирован сводный отряд, который два дня вел бой с десантом. 27-го на помощь отряду прибыло два батальона 5-й отдельной бригады морской пехоты. Для поддержки с моря были направлены эсминцы «Сильный» и «Стойкий».
Но финны продолжали наращивать силы. Сводный отряд сам оказался под угрозой окружения и вынужден был отступить.
Котёл у Порлампи
Финский десант уже 26-го августа перерезал железную дорогу и Приморское шоссе. В результате в районе села Порлампи (ныне Свекловичное) в окружении оказались три стрелковых дивизии: 43-я, 115-я и 123-я, 82-й полк НКВД, 101-й артиллерийский полк РГК и другие части. Советское командование слишком поздно узнало о высадке десанта и упустило момент, когда финское окружение можно было ещё прорвать. Войскам было приказано уничтожить военную технику и имущество и выходить из окружения самостоятельно. Большинство прорывалась к порту Койвисто (ныне Приморск), лишь один полк 115-й дивизии шёл на Сортавалу, и основная часть 123-й дивизии двинулась к старой границе. Большая часть подразделений 43-й стрелковой дивизии, включая командира, сдалась.
Кораблями Балтфлота, по данным историка В. Мосунова было эвакуировано более 16 000 человек. Это были военнослужащие 23-й армии, пограничники, личный состав береговых частей и гражданские лица. Из этого числа предположительно лишь 6000 человек составляли прорвавшиеся из окружения бойцы и командиры 123-й и 43-й дивизий. Общие потери трёх советских дивизий составили около 7000 человек убитыми, было брошено всё тяжелое вооружение и техника.
По финским данным было захвачено более 200 орудий, 51 танк и 8 бронеавтомобилей, около 150 тягачей, более 1000 грузовых и легковых автомобилей, более 3000 лошадей и многое другое. В плен попало около 9000 советских солдат.
Потери 8-й пехотной дивизии финнов составили около 700 человек убитыми и до 2500 ранеными.
Всё это, по большому счёту было результатом успешной десантной операции силами одного пехотного полка. Многие эксперты оценивают данную морскую десантную операцию, как самую успешную во Второй Мировой войне.