Герой, злодей, лирический персонаж, друг, моралист, опекун, влюбленный… Всего 17 вариантов. Все это актерские амплуа (по большей части театральные), собранные сто лет назад (в 1922 году) в известную «Таблицу Мейерхольда».
Однообразие или разноплановость? Конечно, второе. Горе тому артисту, кто «застрял» в образе надолго. Но все дело в том, что и мы, зрители, так привыкаем к амплуа актеров, что не очень-то и рады их сценическим экспериментам.
Давайте сегодня вспомним три отличных фильмов, где любимые советские актеры сыграли неожиданные роли, но отлично справились с задачей.
«И это всё о нём», 1977
Евгений Леонов в роли следователя Прохорова
6-серийный художественный фильм «И это всё о нём» по одноимённому роману Виля Липатова, который сегодня назвали бы мини-сериалом, был далек от реальности, но зрителям понравился.
В идеалистичную картинку сибирского лесоповала хотелось верить. Именно так все и должно было быть, кроме одного: молодой, красивый, хоть и несговорчивый Женя Столетов, не должен был погибнуть.
Советский романтизм, интрига, обратный отсчет времени и «Сережка ольховая» — песня, спетая под гитару. Вся страна смотрела, затаив дыхание.
Евгения Павловича Леонова мы привыкли видеть в комедийных и мелодраматических образах, его слегка медлительный и вдумчивый следователь Прохоров в чем-то сильно контрастировал с общим повествованием. Разве бывают такие следователи? Но роль сыграна мастерски и в финале картины нам уже сложно представить кого-то другого на его месте.
«Мой друг Иван Лапшин», 1984
Андрей Миронов в роли Ханина
Непростой фильм, в основу которого легла повесть «Лапшин» Юрия Германа, серьезно раскритиковали за сгущение красок.
Особую атмосферу создает и сама съемка: черно-белая пленка, минимум света в кадре, дрожащая камера, стиль документального кино.
Но именно таким и планировал свой фильм Алексей Герман. Все в нем должно было подчеркнуть тяжесть работы и быта оперативников в те годы.
Тем удивительнее было узнать в журналисте Ханине Андрея Миронова, который на тот момент уже сыграл все свои самые яркие, звездные (и в основном, комедийные) роли.
На роль Ханина пробовались всего три актера Александр Филиппенко, Анатолий Васильев и Андрей Миронов, то точнее всех прообраз Ханина передал именно Миронов. (Ханин был «списан» с писателя, переводчика и друга Юрия Германа, Валентина Стенича).
«Зелёный фургон», 1983
Александр Демьяненко в роли Шестакова
Конечно, про этот фильм нужно писать отдельно. Достаточно сказать, что Володя Патрикеев и Красавчик имели не просто реальных прототипов, но прототипов, которые всем нам известны.
Фильм снят по повести Александра Козачинского «Зеленый фургон», в основу которой легли биографии Евгения Петрова, соавтора романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» и самого Козачинского.
Петров — Володя Патрикеев, Козачинский — конокрад Красавчик.
А вот Александру Демьяненко в фильме досталась второстепенная, но очень душевная роль Виктора Прокофьевича Шестакова, человека далекого от «идеалов» Патрикеева, не стремившегося «войти в историю», но честно исполняющего долг и приносящего себя в жертву.
Наверное, этим она и запомнилась зрителям.
«Повзрослевший Шурик» — именно так чаще всего пишут об этой роли, но нет. Мне кажется, это именно тот образ, каких в карьере Демьяненко должно было быть больше, но не случилось…
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)