Найти тему
Yamaha Music

Сведение Dolby Atmos в Steinberg Nuendo 11

Стереоформат аудио существует уже очень давно, и процесс сведения музыки в стерео изучен вдоль и поперёк. Звукорежиссёры придумали и выработали большое количество разных приёмов сведения самой разной музыки.

Но при переходе к иммерсивному звуку становится ясно, что не все эти приёмы можно использовать. Более того, если раньше панорамирование сводилось к одному регулятору и было максимально простым процессом, то в иммерсивных форматах это теперь более сложный процесс.

В этой статье мы поговорим о том, как начать работать в Dolby Atmos.

Если вы никогда не работали с многоканальными форматами, и не знаете, что такое Dolby Atmos, то рекомендуем прочитать наши предыдущие статьи:

Групповые обработки и обработки на мастер-шине

-2

Первая сложность заключается в том, что в Atmos нет мастер-шины, а значит и нет возможности добавить компрессию и эквализацию ко всему треку сразу.

Можно добавлять обработки на бэды, но эти эффекты должны поддерживать многоканальные форматы. В Dolby Atmos максимальная конфигурация бэдов - 7.1.2. А значит, нужны плагины, которые поддерживают такую конфигурацию.

Объекты вообще могут быть только моно или стерео, и объединить их в многоканальную шину не получится.

Конечно, можно объединить в одну группу дорожки бочки, или, например, гитару, записанную несколькими микрофонами. Но на этом возможности группировки себя исчерпывают.

Поэтому в Atmos групповые обработки практически не применяются. Самый удачный подход - обрабатывать каждую дорожку по отдельности.

Центральный канал и фантомный центр

Если вы никогда не работали в сурраунде и иммерсивных форматах, то наличие центрального канала поначалу может сбить с толку.

В стерео на самом деле нет центра, а есть так называемый "фантомный центр". Фантомный центр - это иллюзия, которая создаётся мозгом человека и для каждого человека эта иллюзия немного разная.

При первом прослушивании центральный канал может звучать необычно, но это нормально. Главное преимущество центрального канала - он настоящий. Не нужно полагаться на иллюзию, которую выстраивает наш мозг, а можно услышать, как на самом деле звучит центральный канал.

Все те элементы микса, которые вы обычно ставите в центр, можно ставить и в центральный канал: бочка, малый барабан, бас, вокал и т.д.

При этом, никто не мешает задействовать и другие каналы одновременно с центром. Например, можно отправить сигнал бочки как в центр, так и в левый/правый каналы. Это сделает звучание бочки объёмнее и шире.

И это можно сделать с любым элементом микса. Чем больше сигнала в других каналах, тем объёмнее покажется звук, но при этом у вас всегда будет стабильный центральный канал.

Нужно ли делать отдельный стерео-микс?

-3

Иммерсив в музыке применяется относительно недавно и пока ещё не существует каких-то устоявшихся практик сведения. Например, многие звукорежиссёры делают отдельный стереомикс и отдельный Atmos-микс.

Но вполне очевидно, что на это уходит и дополнительное время, и дополнительные ресурсы. Однако, в кинопроизводстве с форматом Dolby Atmos работают уже около 10 лет, а с 5.1 и того дольше.

Здесь можно перенять опыт коллег, ведь в кинопроизводстве тоже приходится делать разные версии миксов. В кино звукорежиссёры при сведении просто переключаются между разными конфигурациями и проверяют, чтобы каждая версия микса звучала хорошо.

Это действительно просто! Достаточно во время сведения переключиться в стерео-режим (этот процесс называется даунмиксингом) и проверить, как звучит трек в стерео.

Если стереоверсия звучит хорошо, то достаточно её просто экспортировать как отдельный микс и отправить на мастеринг. В итоге, сделав один микс, можно получить сразу два!

Панорама

-4

Пожалуй, самое главное отличие Dolby Atmos от стерео - это панорама. В стерео всё очень просто и регуляторы панорамы достаточно примитивны. А вот в Atmos панораматоры становятся чуть ли не самым важным инструментом звукорежиссёра.

В иммерсивных форматах пространство микса можно выстроить только за счёт панорамы. Вокал можно поместить в центр микса и поставить на передний план перед слушателем, а гитары и клавиши - на средний план, чтобы они не мешали вокалу.

Или например представьте, как выглядят барабаны: бочка стоит на полу, малый барабан и томы расположены над бочкой, а оверхеды стоят выше остальных элементов. В Atmos можно полностью воспроизвести такое расположение элементов в миксе!

Нет нужды придумывать какие-то новые техники панорамы, достаточно просто представить, как музыканты расположены на сцене. А можно, наоборот, придумать что-то другое!

Мастеринг

В отличии от стерео, в Atmos фактически отсутствует мастеринг. По крайней мере, в привычном его понимании.

Во-первых, в Atmos нет мастер-шины. Во-вторых, в Atmos используется гораздо больше каналов, что позволяет разгрузить акустическую систему и пространство микса. Не нужно пытаться подружить большое количество разных элементов и ужать их всего в два канала. В Atmos, если какие-то элементы конфликтуют, то достаточно их развести по панораме.

И громкость тоже не является проблемой. Когда 12 колонок работают одновременно, то даже -18LUFS звучит громко!

Но в Atmos есть контроль качества. По сути, при финальном экспорте нужно убедиться, что микс соответствует требованиям площадок. На данный момент, это -18 LUFS и -1 True Peak. Также стоит проверить звучание микса не только на профессиональной акустической системе, но и на саундбарах и в наушниках (в режиме бинаурализации).

По сути, мастеринг в Atmos выглядит как финальная проверка микса. Поэтому нужно исходить из того, что микс не будут дополнительно обрабатывать, чтобы улучшить звучание. Уже на этапе сведения нужно получить тот результат, который необходим.

Мы подготовили небольшое видео, в котором вы можете увидеть процесс сведения трека в формате Dolby Atmos в DAW Nuendo 11.

Вы увидите, как создать проект, как настроить маршрутизацию, как сделать панораму, какие можно использовать эффекты и плагины: