Продолжение статьи о мифологических истоках роулинговских домовых эльфов и боггартов. Мы заметим, что в фольклоре Северо-Западной Англии боггарты описываются совсем не так, как у Роулинг.
Часть 1 можно найти здесь.
ЗЛОВРЕДНЫЙ БОГГАРТ
Если хобгоблина или брауни разозлить, он становится боггартом — существом, единственное занятие которого состоит в том, чтобы шутить и причинять людям неприятности. Они могут быть вредными, пугающими и даже опасными. Боггарты также склонны мстить тем, кто их обижает.
Эти духи могут пугать людей, заползая в постели и кладя на лицо спящему липкую руку, или срывая с людей простыни, или дергая их за уши. Говорят, что если повесить подкову на входную дверь дома или насыпать соль возле спальни, то боггарта это отпугнет.
В фольклоре Северо-Западной Англии боггарты могут причинять вред в домах, но, как правило, живут на открытом воздухе, в болотистой местности, в ямах, под мостами и на опасных крутых поворотах. В книге «Ланкаширский фольклор» 1867 года проводится различие между «домашними боггартами» и другими типами. Есть легенда, что если человек заблудился в болотах, и больше его никогда не видели, то его съел боггарт. Кроме того, невидимые боггарты могут пугать лошадей.
Внешний вид и размеры боггартов в фольклоре описываются очень разнообразно. Многие характеризуются как похожие на людей, только грубые и со звериными атрибутами. В книге Т. Штернберга 1851 года «Диалект и фольклор Нортгемптоншира» некий боггарт описывается как «приземистый волосатый мужчина, сильный, как шестилетняя лошадь, и с руками, почти такими же длинными, как удочки». Другие источники описывают его как более звероподобное существо. Говорят, что по крайней мере один ланкаширский боггарт иногда принимал облик различных животных или даже более страшных существ.
Говорят, что у боггартов Ланкашира был лидер или хозяин по имени «Оуд Хоб», который имел форму сатира или архетипического дьявола: рога, раздвоенные копыта и хвост. Также еще считалось (как минимум в Северной Англии), что боггарту никогда не следует давать имя, потому что в этом случае дух становился неконтролируемым и разрушительным.
При всем этом избавиться от боггартов очень трудно — иногда не помогает даже переезд в другой дом.
Известна сказка о фермере Джордже из Йоркшира, которого вместе с семьей боггарт так донимал, что они решили съехать подальше. И вот когда последняя повозка с вещами выезжала из их дома, им повстречался сосед, Джон Маршалл.
— Что, Джорджи, решил-таки ехать? — спросил он.
— А что мне еще остается, Джонни, дружок; совсем нас замучил проклятый боггарт, ни днем ни ночью покоя от него нет. Да и ребятишек он так невзлюбил, что моя бедная баба с ума от беспокойства сходит. Так что, сам видишь, приходится утекать из собственного дома.
И вдруг из старой большой маслобойки, которая стояла на телеге, раздался гулкий бас:
— Да, Джонни, дружок, видишь, мы утекаем.
— Это же чертов боггарт! — воскликнул Джордж. — Да если б я знал, что он за нами потащится, с места бы не сошел. Молли, поворачивай! — скомандовал он жене. — Коли нам все одно его проделки терпеть, так лучше уж в старом доме, чем в новом, к которому душа не лежит.
И они отправились обратно, а боггарт продолжал резвиться на их ферме, пока ему самому не надоело.
Есть и другая сказка о фермере и боггарте — «Джонс и боггарт из Бриксуорта» — очень похожая на одну из русских народных, а также существующая в другом варианте — «Фермер и дьявол».
Согласно этой сказке, когда фермер купил поле и начал пахать, явился боггарт в виде огромного существа с всклокоченной шерстью и предъявил свои права на это поле. В итоге фермер и боггарт заключили сделку, что поделят урожай, при этом боггарту следовало выбрать, какую часть урожая он возьмет — вершки или корешки, и от своего уговора не отступать.
По наущению умной жены, фермер сажает картофель, когда боггарт выбирает вершки, и сеет пшеницу, когда боггарт выбирает корешки, — в обоих случаях фермеру достается, естественно, лучшая часть урожая, а его противнику — никчемная ботва или корни пшеницы.
У этой истории есть продолжение, когда разозленный боггарт предложил нечто вроде соревнования на следующий год — кто больше скосит, а поскольку боггарт был великаном, и коса у него была втрое громадней, чем у фермера, то боггарт рассчитывал легко выиграть это соревнование. Однако фермер воткнул железные прутья на тот участок, где должен был косить его противник, и коса у того постоянно затуплялась. В конце концов боггарту все это надоело, и он рыкнул:
«— Подавись ты своим полем! Ничего путного на нём не родится: сорняки, ботва да лопухи как железо! Ноги моей больше здесь не будет. Осточертело оно мне, да и ты не меньше!»
Затем он исчез и больше не появлялся поблизости, а поле осталось фермеру Джонсу и его семье.
Отрывок с боггартом из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»:
Так что роулинговский боггарт на мифического не очень похож — однако больше с ним схож роулинговский полтергейст. Как знают читатели «Гарри Поттера», полтергейст Пивз донимал своими выходками весь Хогвартс и боялся разве что директора и призрака по имени Кровавый Барон.
Ближайшую аналогию с тем, что боггарт в книгах о Гарри Поттере способен менять форму по желанию, можно, вероятно, найти в ссылке на ланкаширского боггарта в книге «Ланкаширский фольклор» 1867 года. Считается, что у других боггартов внешний вид постоянный.
Подробнее прочитать и обсудить мифологические истоки книг Роулинг можно в теме на форуме: http://hpforum.ru/viewtopic.php?f=3&t=18459
#гарри поттер #мифология #мифологические существа #боггарт #полтергейст
Использованные источники:
- К. Бриггс «Волшебные существа: Энциклопедия»