Найти тему

«Как сделать деньги из воздуха?» Рассказываем об основных уловках ЖКХ.

Тема тарифов ЖКХ является одной из самых актуальных для жителей многих городов нашей страны и Москва - не исключение. Постоянно растущие суммы в платежных документах и полная непрозрачность в формировании счетов. Именно так можно охарактеризовать систему ЖКХ.

Карикатура из открытых источников.
Карикатура из открытых источников.

Несмотря на то, что, по данным аналитиков «Сбербанка», ещё до пандемии на оплату коммунальных услуг у россиян в среднем уже уходило по 11,5% месячного дохода, рост тарифов продолжается до сих пор.

Так, по данным издания KazanFirst, в 2022 году тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем на 4%.

В качестве главного аргумента управляющие компании, при обсуждении ситуации с тарифами, заявляют, что подорожали расходы на обслуживание и отопление дома.

Именно это рассказывают представители коммунальных служб жителям Москвы, недовольным аномальными суммами за отопление, достигающим в некоторых случаях 11 тыс. руб.

Позиция управляющих компаний: в этом году отопительный сезон наступил раньше и длился дольше, чем в предыдущие годы, следовательно, потребитель должен доплатить образовавшуюся разницу – покрыть, так сказать, убытки коммунальной службы.

При этом, правда, управляющие компании забывают рассказать, почему потребитель не платит за отопление меньше в более теплые периоды.

В ходе беседы пресс-службы депутата Государственной Думы С.П. Обухова с представителем ПАО «МОЭК», обеспечивающего теплом московские дома, выяснился один интересный факт. Оказывается, теплоэнергетические компании проводят перерасчеты каждый год на основании фактических данных о потребленном тепле.

Т.е., если год был теплый, то отопления требовалось меньше, а значит управляющая компания платит меньше, но только вот проблема состоит в том, что управляющая компания сперва собирает денежные средства с жильцов, а лишь потом расплачивается с теплоэнергетиками.

Возвращать сэкономленные денежные средства жителям управляющая компания считает, видимо, дурным тоном. На что в реальности уходят эти деньги остается только гадать.

Однако, когда «все идет не по плану» управляющая компания, вместо использования сэкономленных средств, спешит «обрадовать» нас новыми перерасчетами.

Другим известным способом залезть к нам в карман является «схема» с двойной оплатой тепла.

Например, если в Вашем доме на первом или цокольном этаже расположено коммерческое помещение, то расходы на его отопление могут заложить в Ваш платежный документ, при этом собственник коммерческого помещения оплачивает отопление своих помещений отдельно.

Таким образом, получается, что жители многоэтажек платят за тепло по нежилым помещениям дома второй раз.

Факсограмма главы департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы руководителям управляющих компаний об отмене платежных документов за февраль.
Факсограмма главы департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы руководителям управляющих компаний об отмене платежных документов за февраль.

Осознав масштабы недовольства, департамент жилищно-коммунального хозяйства решил «включить заднюю» и поспешил заявить о недействительности платежных документов.

В своей факсограмме глава департамента В.Ю. Торсунов попросил довести информацию о пересмотре платежек за февраль до жителей домов, однако на деле уведомление о недействительности ранее выданных «аномальных» платежных документов получили лишь единицы.

Вопрос о том, как быть людям, которые уже заплатили по недействительным квитанциям, пока остается открытым.

Депутат Государственной Думы С.П. Обухов направил запрос В.Ю. Торсунову, в котором поднял вопрос о необходимости оплаты задолженностей за отопление перед ресурсоснабжающими компаниями за счет средств, ранее сэкономленных управляющими компаниями, а не за счет новых поборов жителей.

Не лучше ситуация обстоит и со строкой в квитанции «взнос за капитальный ремонт».

Ранее, в ноябре-декабре прошлого года многие москвичи получили другой «удар под дых» от коммунальщиков: на этот раз от Фонда капитального ремонта, вдруг вспомнившего о наличии у жителей квартир задолженностей.

Во всех случаях история происходила по одному и тому же сценарию, поэтому говорить о том, что это частный случай не приходится, выводы напрашиваются сами собой.

«Три года назад я купил квартиру, во время покупки и после неё никаких уведомлений о задолженности за капитальный ремонт мне не поступало. МФЦ мне тоже не сообщали о задолженностях, хотя был там во время оформления квартиры пару раз. В ноябре прошлого года мне пришла какая-то огромная платежка за квартиру – 24 тыс. руб., из них 22 тыс. взнос за капитальный ремонт. Пошел узнавать, как такое вышло – выяснилось, что Правительство Москвы издало постановление о взыскании недополученных доходов за прошлые года (с 2015 года – прим. редакции). Якобы прежние хозяева не платили за капитальный ремонт. На мой вопрос, как тогда возможно, что этого долга не было при покупке квартиры, в МФЦ мне ответили – тогда не было постановления. Если, Вы считаете, что долга нет, то сами это и доказывайте. ФКР и вовсе отказался даже обсуждать перерасчет или проверку начислений, сразу же предложив обращаться в суд», - рассказал один из пострадавших москвичей.

История других жителей многоквартирных домов, столкнувшихся с этой проблемой аналогична, суть в ней одна – выставление, якобы, имевшихся ранее задолженностей.

Интересно, что во всех случаях представители ФКР и коммунальных служб апеллируют к ч. 3 ст. 158 ЖК РФ в редакции от 2017 года, согласно которой обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме переходит к новому собственнику вместе с правом собственности.

Стоит заметить, что данная интерпретация этого закона полностью противоречит п. 1 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон обратной силы не имеет.

Но суды иначе смотрят на эту норму Конституции, устанавливая сроки исковой давности к должникам за пределами новой редакции ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, заявляя об обязанности нового собственника оплачивать задолженность.

Даже если мы опустим вопрос правомерности сроков взимания платежей, возникает вопрос, почему эти платежи, если они всё это время «висели», не были так рьяно предъявлены к оплате новым собственникам, если не в первый месяц, то хотя бы в первый год. Почему об этих долгах массово вспомнили спустя 4 года, остается вопросом.

Наиболее возможным объяснением является то, что ФКР решил просто раскидать долги беспросветных неплательщиков на плечи остальных более платежепослушных жителей.

С января этого года жителей Москвы обрадовали ещё одним платежом – за вывоз ТКО (мусора).

Отвечает за вывоз нашего мусора региональный оператор, заключающий договор с управляющими компаниями.

Именно тут и кроется подвох. Дело в том, что управляющие компании собирают деньги по нормативу – с квадратного метра, а рассчитываются с региональным оператором по кубометрам - т.е. по объему вывезенного мусора.

При этом, как и в Московской области, вступившие в силу правила не предусматривают возможность освобождения от платежей за вывоз мусора на период вашего документально подтвержденного отсутствия.

Ещё одной потенциальной «схемой обсчета» жителей, как и в случае с отоплением, является механизм пересчета по итогам года региональным оператором вывезенного мусора, в результате которого жителям предложат оплатить мусор, вывезенный из коммерческих помещений в доме и уже оплаченный их владельцами.

Все эти факты также находятся в фокусе депутатского контроля С.П. Обухова, которым был направлен целый ряд депутатских запросов, ответ на которые в ближайшее время должны будут предоставить органы государственной власти и надзорные ведомства.

Разумеется, при всех обозначенных выше фактах «махинаций» и «чрезвычайных жилищных налогов», имеющих, мягко говоря, сомнительный правовой характер, говорить о какой-то объективности и законности в формировании платежных документов за коммунальные услуги не приходится. Именно поэтому КПРФ намерена продолжать бороться за прозрачность и объективность начислений платежей за ЖКХ.

Крылов С.С. – пресс-служба С.П. Обухова

-7

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и обращайтесь к нам в "Народную приемную" КПРФ в ВАО. Ждем Ваших обращений и пожеланий на нашу электронную почту obuhov@duma.gov.ru, по телефону 8 (495) 744 -11-35, или в комментариях.