История Магистрального самолета 21 века - именно так расшифровывается МС-21 - началась в середине 2000-х годов примерно одновременно с испытаниями другого российского самолета - SSJ-100.
Тогда Сухой Суперджет был единственным основным проектом российского авиастроения, но концепция МС-21 шла дальше, чем обеспечение российских авиакомпаний "своим" самолетом. МС-21 должен был стать по задумкам прямым конкурентом Boeing и Airbus.
Разработкой самолета 21 века изначально занялись два гиганта авиастроения - бюро Яковлева и бюро Ильюшина, а исполнителем программы стала корпорация "Иркут", которая на тот момент занималась производством истребителей Су-30 и учебно-боевых Як-130. В 2008 бюро Ильюшина покинуло проект. В 2009 году разработчики планировали, что МС-21 полетит уже в 2013 году, а заказчики первые самолеты смогут получить уже в 2016 году. Однако, сложности с проектированием и финансированием нарушили эти грандиозные планы.
Вообще изначально планировалось, что МС-21 будет рассчитан на 150 пассажиров, однако в 2011 году было решено заниматься созданием увеличенной версией самолета, вместительностью 180 человек - МС-21-300. Также в разработке на тот момент находился МС-21-400 на 200 человек, его создание решено было отложить на неопределенный срок, так как, учитывая спрос и желания авиакомпаний, МС-21-300 был в приоритете.
В 2012 году "Иркут" заключил контракт с американской компанией "Pratt & Whitney", занимающейся производством двигателей. Помимо этого предполагалось, что часть самолетов будет построена на базе наших отечественных двигателей ПД-14, основное производство сегодня располагается в Перми, а само АО "ОДК-Авиадвигатель" входит в "Ростех". Первый прототип самолета 21 века был показан в 2016 году на Иркутском авиационном заводе, а первый полет планировался на май 2017 года.
На 2017 год "Иркут" имел заказ на порядка 170-180 самолетов от "Ильюшин Финанс" (лизинговая компания) и "Аэрофлота". Помимо этого на МС-21 рассчитывали по одной авиакомпании из Азербайджана и Египта. Серийное производство должно было стартовать в 2018 году, согласно плана планировался выпуск 70 самолетов в год, а течение 20 лет компания планировала выпустить тысячу самолетов.
Все эти годы самолет проходил испытания, совершил почти 650 вылетов. Может возникнуть вопрос, почему так долго самолет не выходил в серийное производство? Все дело в импортозамещении пришлось разрабатывать собственное крыло, силовые конструкции которого сегодня изготовлены из полимерных композиционных материалов российского производства.
Первые четыре самолета МС-21-300 должен получить "Аэрофлот" осенью 2022 года. Авиакомпания "Россия" должна стать первой в мире, эксплуатирующей этот самолет. Сейчас самолет получает все необходимые сертификаты, на основание которых Росавиация допустит его до коммерческих перевозок.
Ввиду сегодняшней сложившейся ситуацией возможно, что сертификаты самолет получит быстрее и уже к лету первые лайнеры поступят на баланс "Аэрофлота".
Текст и фото Аркадий Илюхин
Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые публикации! Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Канал на YOUTUBE - здесь.