Найти тему

Александр Красавин: для перехода на риск-ориентированный подход специалистам отрасли необходим дополнительный инструментарий

В ходе выступления на международном форуме «Технологии безопасности» начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин проанализировал ситуацию с развитием и применением риск-ориентированного подхода при обосновании проектных решений по вопросам пожарной безопасности. Эксперт отметил, что в данном направлении многое уже сделано, но ряд вопросов еще требует проработки.

Широкое внедрение риск-ориентированного подхода позволит предусматривать при проектировании объектов наиболее оптимальные, эффективные и вместе с тем безопасные решения, но для этого требуется дальнейшее совершенствование законодательства в части обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства. Планируемые изменения в технические регламенты, своды правил, национальные стандарты во многом направлены именно на это.

В последнее время благодаря активной законотворческой работе Минстроя и МЧС значительно сократилось число требований, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это позволяет специалистам во многих случаях обосновывать предусматриваемые проектные решения на основе действующих методик определения расчетных величин пожарного риска. Сокращение числа обязательных требований привело к существенному снижению количества разрабатываемых специальных технических условий.

Еще одним важным изменением стало отсутствие необходимости согласования СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в Минстрое России за исключением случаев, когда имеются отступления от противопожарных требований сводов правил, включенных в «обязательный» перечень к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений.

«Действующие сегодня федеральные законы и технические регламенты предоставляют профессиональному сообществу достаточно широкие полномочия по использованию риск-ориентированного подхода при разработке индивидуальных проектных решений и мероприятий, не вписывающихся в стандартные нормативные требования. Изменения, вносимые в 123-ФЗ, позволят использовать более широкий перечень исследований, испытаний и расчетов», – констатировал Александр Красавин.

Еще одним полезным изменением, которого ожидают специалисты, является включение стандартов организаций в доказательную базу, на которую можно будет опираться при обосновании соответствия проектных решений требованиям пожарной безопасности.

«Развитие риск-ориентированного подхода приведет к тому, что будет появляться все больше различных расчетных методик, позволяющих в рамках параметрического метода нормирования обосновывать соответствие тех или иных нестандартных решений требованиям законодательства. Уже сегодня существует большое количество различных программных комплексов, с помощью которых специалисты выполняют расчеты пожарного риска, обосновывая предусматриваемые в проектах оригинальные и тем самым не вписывающиеся в нормативные, объемно-планировочные решения по устройству эвакуационных путей и выходов. Крайне важным в этой ситуации является достоверность результатов расчетов, получаемых посредством использования соответствующих программных комплексов, поскольку этими расчетами обосновывается безопасность жизни и здоровья людей. Поэтому данный вопрос верификации и валидации программных комплексов, способствующих полномасштабному внедрению риск-ориентированного подхода, требует особого внимания», – уверен представитель Главгосэкспертизы России.

Александр Красавин также подчеркнул, что использовать риск-ориентированный подход по отношению ко многим требованиям пожарной безопасности специалисты пока не могут. В силу объективных обстоятельств проектные решения зачастую не удается вписать в типовые – из-за специфики технологического процесса, исторической застройки территории, особенностей архитектурных, конструктивных и объемно-планировочных решений, размещения и оснащенности гарнизона пожарно-спасательных служб и так далее. При этом технические регламенты как раз декларируют возможности гибкого применения установленных в них условий, но необходимое для этого методическое обеспечение отсутствует.

Поэтому важно, наряду с разработкой новых и актуализацией существующих сводов правил и национальных стандартов, также разрабатывать методики, позволяющие использовать их в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности принимаемых в проектной документации решений. Имеющаяся база экспериментальных исследований и согласованных ранее в рамках СТУ проектных решений, отличающихся от типовых, также может помочь в решении этой сложной и нетривиальной задачи.