Уважаемые родители, мы много обсуждаем детали и углубляемся в ньюансы. Проработали ошибки, которые толкают детей в цифровой мир. Все предыдущие посты блога об этом. Сегодня предлагаю собрать пазл в единую картинку для понимания к чему стремиться.
Представьте автомобиль. Перед нами определенный путь. От чего будет зависеть место, в которое мы доедем? Первое, что приходит, - от топлива. Плохой бензин - проблемы с двигателем.
Так вот бензин - это наша модель воспитания. Тут очень много факторов, которые влияют на успех ребёнка. И по каждой проблеме можно работать. Главное, на чем я хочу сфокусироваться, мы передаём ребёнку модель мира. Что это значит?
- Ценности и убеждения. Так называемые установки. То, что сформирует личность будущего взрослого, его «Я»;
- Следствием первого будут привычки, то есть автоматические действия. Ребёнок так делал все детство, и по шаблону будет делать дальше;
- И привычки мышления. Мы говорили об этом. То есть ‘как я принимаю решения, как я реагирую на трудности, что меня мотивирует, чего я избегаю.’
Если брать поведение в цифровом пространстве, то это такие же привычки, которые сформирует ребёнок.
Главный вызов для родителя 21 века - Как я могу повлиять на этот процесс? Потому что сейчас родительское сообщество в основном, понимая, что это проблема, решает ее ‘установкой запретов’ на экранку.
Если смотреть по возрасту, то до 6-7 лет по сути чем меньше ребёнок проводит в цифровом мире, тем лучше. Для него родитель - безусловный авторитет, поэтому проблем и дискуссий по поводу этого не возникает. Тут, если в семье принято такое решение, то возможен тотальный запрет на экранку. Но я все же, за договоренности, чтобы не растить напряжение и не копить обиды.
Возраст 7-10-11 лет - это движение, где ребёнок сидит на пассажирском сидении. Он продолжает осваивать мир, смотрит, как мы ‘рулим’ своей жизнью. В том числе в цифровом пространстве. И выстраивает понимание того, как он будет двигаться сам. Именно в этом возрасте происходит встройка всех привычек, моделей поведения. Формируется система ценностей и устремлений.
Тут надо добавить, что дети, которые чувствуют безопасность своего физического ‘Я’, не ввяжутся в задачу самосохранения. Тратя на это огромные психические ресурсы. На эту тему есть статьи в блоге. И это очень важно.
Дальше, наступает момент, когда ребёнок начинает резко отвечать, спорить с установленными порядками, не соглашаться, не брать трубку телефона. Это следующий этап взросления. Тут запускается критическая оценка и ребёнок переосмысливает своё детство, поведение взрослых, которые были рядом. Особенность возраста - так называемое нарушение эмоциональной регуляции. Их бросает по эмоциям, как по синусоиде, то вверх, то вниз.
К этому возрасту ребёнок должен подойти с ‘хорошим топливом’. От этого будет зависеть его поведение и задачи, которые он уже сам будет перед собой ставить.
В один момент мы должны будем поменяться местами. И ребёнок будет пробовать взять руль управления, а мы - пересядем на пассажирское сиденье. Естественно, с готовностью в любой момент помочь с управлением, подсказать, и снова отдать руль. Мы рядом. И мы поможем.
Вот на этом этапе возникают основные проблемы. Потому что вроде ребёнок готов принимать решения сам, а опыта и навыков у него особо нет. Вспомните термин миелинизация. Дети, которые до этого возраста вообще ничего не видели, кроме гаджетов, сталкиваются с проблемами - непониманием - а куда ехать и на что вообще опираться. Опыта и четко сформированных привычек нет.
Плюсом родители, которые упорно вообще не хотят передавать руль управления подросшему детине. А дальше, пересаживаются на заднее сиденье, лишь бы что-то пробурчать по ходу движения. Хотя ребёнок уже не готов вас слушать. Особенно, если эмоционального контакта давно нет. Такие дети без спроса берут ключи и уезжают в неизвестном им самим направлении. Там уже субкультура и авторитеты - главные друзья и советчики.
Основные модели и установки ребенок усвоил в возрасте#цифровая_грамотность_ur ми пытаемся его ‘держать’. Все наши любимые силовые методы воздействия, угрозы, попытка перетянуть руль (власть) себе.
Кто-то залезает в багажник и пытается повлиять на курс движения, который в определенном возрасте ребёнок хочет выбирать сам. Именно в этом момент идёт уход в зависимости. А родителей - в созависимость.
Основная цель - дать ребёнку возможность расти, помогать раскрывать свои внутренние ресурсы, научить справляться с проблемами. Но, чтобы они учились ехать сами, им нужны опоры, которые будут в этом помогать. Это опыт и навыки.
Так что не надо пытаться ограничивать, надо учить управлять. Своим временем (выстраивать своё расписание), своими целями (пониманием, что для меня важно, а что нет), своим вниманием - куда я вкладываю своё внимание и ведёт ли меня это к моим целям. - вот это топливо, от которого зависит куда ребёнок дальше поедет и с какой скоростью.
Дальше обсудим тему грамотного отношения к ошибкам и какие навыки развивать, чтобы ребёнок не терялся в цифровом пространстве.
#цифровая_грамотность_ur