Мне никогда не были близки барды. Исполнение песен под одну гитару я воспринимаю только у Владимира Семеновича Высоцкого. Понятно, почему многие наши рок музыканты играли акустические концерты в 80-е годы. Причина тут банальная – собрать квартирный концерт было проще, чем пробиться на площадку какого-нибудь ДК. Но почему в 90-е годы люди продолжали играть под одну акустическую гитару мне решительно непонятно. Тем не менее, среди музыкантов есть исполнители всё же меня заинтересовавшие. Вот об одном из таких бардов сегодня и поговорим.
Как правило, когда заходит речь о таком барде как Александр Непомнящий, то тут же применяются различные эпитеты в духе – голос целого поколения. Но я лично его таковым не считаю. Скорее какая-нибудь Земфира потянет на голос поколения или прости господи Илья Лагутенко. О существовании Непомнящего знали единицы. Его стратегия могла бы сработать в 80-х, но уж точно не в 90-е. Его музыка на тот момент устарела. И не надо мне доказывать то, что стихи поэтов вне времени. Это не так. Поэзия отражает конкретное время. И его же отражает музыка. Играть песенки как Егор Летов или Борис Гребенщиков в 90-е не было никакого смысла. Аудитория всё это уже видела, и ползти по тем же самым рельсам значило изначально обрекать себя на забвение. Если я не прав, то назовите хоть кого-то из того периода времени кто добился бы успеха играя под одну гитару. А нет таких певцов или певиц. Интерес к одной гитаре пришёл уже в 10-х годах 21 века. Но пришёл он у молодой аудитории. На кого же рассчитывал Непомнящий непонятно.
Если же мы говорим об андеграунде, то какой смысл в статьях об Александре писать на тему голоса поколения? Не был он таковым, и быть не мог. Без ротаций на радио и телевидении это удавалось лишь Егору Летову. Но тут мы опять же упираемся в 80-е. В силу возраста Александр попросту опоздал со своими песнями лет так на десять.
В моём понимании рок музыка это когда собирается минимум три человека и выдают отрепетированные песни. То есть я хочу слышать бас, гитару и барабаны. Человек с одной гитарой не может и близко выдать того драйва, что полноценная группа. Я слышал десятки записей, которые мне рекомендовали со словами – он так качает! И каждый раз кроме скуки все эти песенки у меня ничего не вызывали. Исключение, по-моему, это разве что Юрий Наумов, но играть так, как он играет в принципе дано единицам. Да и на барда он никак не тянет. Это не четыре избитых аккорда, а нечто другое.
В случае же с участниками фестиваля «Оскольская лира» говорить о каком-то невероятном открытии нового культурного пласта не приходится. Все люди, игравшие там, шли по уже хоженым тропам. А когда ты в сотый раз повторяешь одно и то же, то ни о каком развитии говорить нельзя.
Стоит ли осуждать самого Непомнящего за такой подход? Думается мне, что нет. Ну не мог и не хотел учиться человек играть иначе. У меня здесь больше вопросов к тем, кто нахваливает такую музыку. Ведь своими одами такому творчеству они поддерживают всю эту деградацию. И следующий паренек, беря в руки гитару, начинает рассуждать, что он тоже хочет быть как Летов. Но как Летов не нужно быть. Никому второй Летов не нужен. Одного достаточно.
Скажу очень циничную вещь, но музыка это продукт. В том числе и рок-н-рол. Все эти сказки об андеграунде для подростков. Если человек берёт в руки гитару, начинает писать песни и собирается стать музыкантом, то ему необходимо работать над материалом. Когда кто-то играет под одну гитару, то я тут работы не наблюдаю. Исключения бывают, но они единичны. В большинстве своём это тупиковый путь.
Именно по этой причине сейчас обо всех этих бардах никто и не вспоминает. Разве что пара десятков человек, которые свою юность ассоциируют с какими-то песнями. Но говорить о хитах, вошедших в историю нашей музыки, тут не приходится.
Можно попробовать меня обвинить в том, что я предвзято отношусь к кому-то, но дело в том, что я рассуждаю как обычный потребитель музыки, а уж музыки я за свою жизнь прослышал немало. И если я не вижу какой-то работы со звуком, с мелодией, с аранжировкой, то имею полное право об этом говорить. В случае с Александром Непомнящим этой работы я не наблюдаю.
При этом всём я могу сказать, что мне всё это интересно как явление и срез нашей культуры, но понять, почему кто-то хвалит это явление, я искренне не могу. Поговорка же о том, что о вкусах не спорят, меня никогда не впечатляла. Это крайне неубедительное оправдание чьей-то лени.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.