В Кыргызстане 22 высших учебных заведения готовят медиков и фармацевтов. Большинство студентов в них (77 процента) — граждане стран Юго-Восточной Азии и арабского мира. Казалось бы, это должно говорить, что вузы страны востребованы из-за качественного образования. Но на деле это далеко не так.
Черный список
В 2020 году стало известно, что Пакистан включил все медицинские вузы Кыргызстана в черный список и не рекомендует своим гражданам поступать в них.
Причиной стало то, что 90 процентов пакистанцев — выпускников вузов КР не могут сдать обязательный экзамен в Пакистанском медицинском совете и их дипломы на родине не признают.
В Минобразования тогда подтвердили, что абсолютное большинство вузов не прошло международную аккредитацию, хотя именно они должны быть заинтересованы в качественной подготовке иностранных студентов по медицинским направлениям.
После этого в Кыргызстане создали межведомственную комиссию, которая проверила медицинские вузы и пришла к неутешительным выводам. В заключении Антикоррупционного делового совета (АДС), в частности, говорится: если государство не примет необходимые срочные меры, то Кыргызстан рискует потерять имидж страны, где можно получить качественное медицинское образование, и может попасть в черные списки многих стран.
Как грибы после дождя
Генеральный секретарь АДС Нурипа Муканова отметила, что большинство вузов были открыты за последние пять лет.
Нурипа МукановаДо 2017 года в стране было 7-8 медвузов и медфакультетов. Остальные появились в 2017-2019 годах.
По ее словам, открытие этих факультетов и вузов говорит о том, что медобразование является выгодным бизнесом. Стоимость обучения одного иностранного студента варьируется от $2 тысяч до $3 тысяч. При этом далеко не все деньги остаются самим вузам и факультетам.
Нурипа Муканова рассказала, что после запрета на ввоз праворульных автомобилей, которым занимались граждане Пакистана, они сменили сферу деятельности и переориентировались на образование.
«Они занялись агентской деятельностью и занялись открытием новых медицинских университетов, что подтверждается тем фактом, что основателями вновь созданных медицинских университетов являются граждане Пакистана», — добавила она.
Кроме того, медицинские факультеты начали открывать как государственные, так и частные вузы. Таким образом, они стараются остаться «на плаву», поскольку их доходы в последние годы упали по ряду причин. Это и ухудшение экономической ситуации, и пандемия, и связанная с ней неплатежеспособность студентов и потеря интереса молодежи к высшему образованию и другие.
«Подтверждением того, что это только бизнес и ничего больше, является тот факт, что при стоимости обучения, например, $3 тысячи, база для налогообложения составляет минимум в два раза ниже. Однако нельзя сказать, что вся эта разница идет в университет. Львиную долю забирают агенты, которые привозят студентов к нам в страну»«, — добавила Нурипа Муканова.
Поэтому одна из рекомендаций АДС — установить минимальный уровень оплаты обучения для иностранных студентов для всех медвузов (факультетов) — $3 тысячи.
Без базы и преподавателей
Но, несмотря на востребованность медобразования и высокую стоимость, его качество оставляет желать лучшего. Банально не хватает преподавателей, владеющих иностранными языками, медицинской инфраструктуры, клинической базы. А без практики о каком медицинском образовании может идти речь?
«Всего шесть частных вузов имеют свою клиническую базу, остальные составили договор с действующими лечебными учреждениями Минздрава и частными медицинскими центрами», — отметила Нурипа Муканова.
Нурипа МукановаНо по факту, как выяснилось в ходе проверки, практические занятия на базе медучреждений иностранные студенты не проходят.
По ее словам, большинство из этих вновь созданных медицинских университетов и факультетов либо не хотят, либо экономически не в состоянии инвестировать достаточное количество ресурсов, необходимых для создания полноценных медицинских факультетов. Так как для этого надо много средств.
«Преподавательский состав в университетах, которые не прошли международную аккредитацию, не соответствует конкретному профилю, свыше 40 процентов штатных преподавателей в них практически не владеет английским языком. Для получения лицензии в профессорско-преподавательский состав включены преподаватели, имеющие степени. Но фактически они только числятся в ведомости на получение заработной платы, числятся в расписание, но по опросам других преподавателей, не ведут занятия. У многих вузов нет квалификационных требований к преподавателям и должностных инструкций», — добавила она.
В то же время многие вузы во время проверки отмечали низкое качество знаний поступающих студентов. «Хотя и в Индии, и в Пакистане есть стандарты к выпускникам, аналогичные нашему ОРТ. Но агенты рекрутируют потенциальных абитуриентов без учета их базовых знаний, а наши вузы или Министерство образования не проверяют наличие таковых через посольства», — отметила она.
В АДС считают, что Кыргызстан должен внедрить более строгие критерии уровня знаний. «Первая студенческая виза должна выдаваться только через посольства Кыргызстана в странах, откуда поступают студенты. Все соответствующие документы, в том числе об уровне знаний, должны быть проверены и подтверждены», — добавила Нурипа Муканова.
Антикоррупционный деловой совет разработал ряд рекомендаций, которые позволят улучшить ситуацию с медицинским образованием в стране. В частности, изменить систему лицензирования медицинских вузов и ужесточить требования для них.
Нурипа МукановаМы считаем, что все-таки у вузов, которые не могут обеспечить минимальные требования, лицензии должны быть отозваны.
«Надо проверить лицензии, но это не должны быть правоохранительные органы или МОиН, который их выдает. Необходима открытая процедура проверки этих 16 вузов. У нас много профессиональных ассоциаций как в системе здравоохранения, так и образования, надо их подключить», — сказала она.
При этом в состав аккредитационных и лицензионных комиссий нужно вводить национальных и международных экспертов, рекомендованных этими профессиональными ассоциациями. Также в АДС предлагают создать филиал Всемирной федерации медицинского образования.
Нурипа МукановаИз-за того, что с лицензиями такие проблемы, мы предлагаем ужесточить требования для открытия медвузов, чтобы они были ближе к международным стандартам
В Антикоррупционном деловом совете также рекомендуют проверить деятельность отдела лицензирования Министерства образования, так как МОиН не предоставило лицензионные соглашения с вузами, несмотря на то что было членом комиссии по их проверке.
В АДС считают, что выполнение этих рекомендаций позволит сохранить и укрепить имидж Кыргызстана как страны с качественным медицинским образованием. А пока из 22 существующих вузов в список А (с наличием международной аккредитации) включены только четыре учебных заведения, еще четыре должны ее пройти, сейчас им выдана временная аккредитация сроком на один год.