Юное дарование умирающего социализма
15 февраля 2022 года отметит свой юбилей самая нетривиальная киноактриса Советского Союза, ставшая в 1980-х годах одним из национальных символов СССР. С её именем связано последнее в истории СССР выдающееся достижение искусства социалистического реализма.
Наталья Евгеньевна Гусева (в замужестве Мурашкевич) родилась в 1972 году в подмосковном Звенигороде. Её отец был рабочим, мать – врачом. Таких семей в нашей стране было немного: девушки с высшим образованием замуж за рабочих выходили редко.
Через несколько лет семья переехала в Москву. Наташа училась в школе № 692 у метро «Речной вокзал». Училась она хорошо, ибо была человеком добросовестным и обязательным. Её главным интересом с самого раннего детства была биология и, в особенности, насекомые. Будучи школьницей, Наташа занималась в энтомологическом кружке при Зоологическом музее МГУ, которым руководила Елена Михайловна Антонова (1936 – 2007), участвовала в биологических олимпиадах школьников, проводимых в МГУ.
Однажды в класс, где училась Наташа, пришел сотрудник киностудии учебных фильмов и отобрал нескольких учеников для съемки роликов, посвященных правилам уличного движения. Среди этих учеников была и Наташа Гусева.
А тем временем на киностудии им. М. Горького велась работа над созданием фильма по повести Кира Булычева (Игоря Всеволодовича Можейко (1934 – 2003)) «Сто лет тому вперед». В этом фильме рассказывалось о девочке из Будущего Алисе Селёзневой, волею обстоятельств оказавшейся в шестом классе современной российской школы.
Создатели фильма понимали, что успех фильма будет целиком и полностью определяться исполнительницей главной роли. Было рассмотрено немало юных кандидаток, но все они не устраивали создателей фильма. Но однажды режиссер Павел Оганезович Арсенов (1936 – 1999) посмотрел ролик, снятый с участием Наташи Гусевой, и понял: «Это она!».
Пятисерийный художественный фильм «Гостья из Будущего» был показан по телевидению в конце марта 1985 года. Его успех превзошел все ожидания. Центром этого успеха стала исполнительница главной роли. В считанные дни её популярность сравнялась и даже превзошла популярность её американской сверстницы Саманты Смит (1972 – 1985). Наташу иногда называли «советской Самантой». А иногда – «мисс СССР».
Кадр из к/ф «Гостья из будущего»
Впервые (и, увы, в последний раз) в истории советского кинематографа Наташа Гусева создала яркий и обаятельный образ человека коммунистического общества. Её героиня владеет несколькими языками, физически подготовлена на уровне офицера спецназа, и вообще очень много чего знает и умеет. Но её главная черта – очень высокий социальный интеллект, позволяющий ей понимать людей и находить с ними общий язык. Плюс полное отсутствие того, что с легкой руки Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) называют «комплексами». Всё это делает Алису эмоциональным лидером 6 класса. А сыгравшую её роль школьницу Наташу Гусеву – сильной фигурой левого крыла российской политической жизни. Для пропаганды коммунистических идей двенадцатилетняя девочка сделала, возможно, не меньше, чем огромная армия штатных и внештатных советских пропагандистов. Хотя слово «коммунизм» в фильме ни разу не произносилось.
Нет никаких признаков наличия у Наташи актерских талантов. Судя по всему, она не способна к перевоплощению и может сыграть только одну роль – роль Наташи Гусевой. Что она и сделала в фильме «Гостья из Будущего». Это хорошо поняли юные и не слишком юные зрители. В их глазах Алиса и Наташа полностью слились. И «Гостьей из Будущего» стали считать не столько Алису, сколько Наташу.
Со всех концов нашей страны и даже из других стран Наташе Гусевой стали приходить письма. Девочки мечтали иметь такую подругу, а мальчики явно испытывали к Наташе романтические чувства. Многие из них так прямо и признавались в любви. Ответить на все письма физической возможности у Наташи, естественно, не было. Более того, всеобщее внимание её явно тяготило. Девочка любила природу (в особенности, насекомых), книги, узкий круг близких людей. От обрушившейся на неё славы она просто уставала.
Двадцать лет спустя в 2007 году был проведен интернет-опрос, участникам которого предложили назвать свою любимую советскую актрису. Наташа оказалась вне конкуренции.
Кинематографическая карьера не привлекала Наташу. Биология ей нравилась куда больше. «Вот будешь плохо учиться – актрисой станешь», – говорили Наташе её родители. И девочка старалась хорошо учиться.
В школьные годы Наташа снялась еще в трех фильмах. Но их успех, в сравнении с успехом «Гостьи из Будущего», был куда более скромным. Уже в студенческие годы Наташе предложили сыграть главную роль в фильме, ублажающем вкусы новых русских. Прочтя сценарий, она вымыла руки с мылом и вернула рукопись, популярно объяснив, что Алиса не продается.
Окончив школу, Наташа поступила учиться на отделение биотехнологии Института тонкой химической технологии, который с успехом окончила. Некоторое время она работала в Институте эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, а когда наука стала совсем загибаться, ушла работать в медицинскую промышленность. От лестного приглашения работать во Франции Наталья Евгеньевна отказалась.
Очень поучительно сравнить судьбу Наташи Гусевой с судьбой другого юного дарования – Ники Турбиной (1974 – 2002), которая в раннем детстве писала хорошие стихи. Родители Ники с помощью «доброго дяди» Евгения Александровича Евтушенко (1933 – 2017) начали активно раскручивать Нику, приучая её к славе и к жизни в центре внимания. Попутно родители делали на девочке бизнес. Но когда Ника немного подросла, интерес к её творчеству упал. Отсюда возникла затяжная депрессия, увлечение алкоголем (по-видимому, даже наркотиками). Это закончилось самоубийством в возрасте 27 лет. Мы с полным основанием можем сказать, что Нику убила воспринятая от родителей буржуазная система ценностей.
Фильм «Гостья из Будущего» и сегодня остаётся левым в самом хорошем смысле этого слова. В этом можно наглядно убедиться, почитав посвященные этому фильму интернет-сайты, посетители которых осознают, что мы собственными руками уничтожили своё Будущее. А один из посетителей так прямо и написал: «Наташа! До встречи на баррикадах!».
Полагаю, что где-то через тридцать лет Наталья Евгеньевна вернется в кинематограф и сыграет роль, которая принесет ей не меньшую популярность, чем роль Алисы Селезневой. На эту мысль наводит её внешнее сходство с легендарным лидером американских рабочих Мамашей Джонс (Мэри Харрис Джонс (1837 – 1930)).
Но это будет уже в другой России.
С.В. Багоцкий