Найти тему

Тропические ящерицы способны переучиваться

(из рубрики Новое мировоззрение или ученые удивляются)

By Esteve Conaway - https://www.flickr.com/photos/esteveconaway/6592351053/, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26624696
By Esteve Conaway - https://www.flickr.com/photos/esteveconaway/6592351053/, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26624696

Всегда считалось, что пластичность поведения - то есть способность менять поведение, приобретая новые ответы на новые стимулы или меняя реакции на уже знакомые стимулы - свойственна птицам и млекопитающим, а уж никак не рептилиям. Однако американские биологи обнаружили удивительные когнитивные (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») способности у древесной ящерицы Anolis evermanni. В поведенческих экспериментах эти ящерицы показали, что способны не только научиться находить приманку, но и использовать различные стратегии для этого, требующие быстрого ассоциативного обучения.

-2

Итак, ящерицы, отловленные в Пуэрто-Рико и привезенные в лабораторию, должны были найти приманку в одном из двух контейнеров, накрытых цветными пластиковыми дисками (см. рисунок). В качестве приманки использовали свежеубитых личинок мух Hermetia illucens. Перед ящерицами стояла задача не только выбрать правильный контейнер, но и снять с него крышечку (диск). Причем последнюю операцию нельзя было произвести обычным для ящериц способом ловли добычи — хватанием сверху.

Четыре из шести ящериц (две самки и два самца) оказались способны скинуть диск с контейнера, чтобы добраться до приманки в эксперименте без выбора. Причем они использовали две стратегии: либо хватали челюстями диск сбоку, либо поднимали его край носом снизу. Две ящерицы не справились с задачей, так как хватали диск сверху, применяя стратегию, обычную для них в естественных условиях, но не эффективную в экспериментах.

Все четыре особи, которые справились в экспериментах без выбора, успешно решили задачу в экспериментах с выбором. Причем три из них не сделали ни одной ошибки, то есть во всех шести предъявлениях скидывали диск с контейнера, содержащего приманку; четвертая ящерица сделала всего одну ошибку.

Ящерицы одинаково хорошо отличали контейнер с приманкой от пустышки независимо от того, была ли последняя под желтым или под желто-синим диском. В обратных экспериментах, где синим диском был накрыт пустой контейнер, преуспели две из этих четырех ящериц. То есть две особи переучились, а две так и продолжали открывать контейнер с синим диском.

Авторы утверждают, что результаты экспериментов оказались для них совершенно неожиданными, ведь ящерицы A. evermanni — типичные засадчики, для которых должно быть характерно простое и стереотипное пищевое поведение. В естественных условиях они поджидают движущийся объект и хватают его сверху. В проведенных экспериментах, напротив, ящерицы демонстрировали моторные реакции, не характерные для естественного пищевого поведения. Более того, в экспериментах с выбором они почти не ошибались, что говорит о быстром формировании связей между необычными стимулами и пищей, а также о быстром приобретении непространственной памяти. Кроме того, ящерицы показали способность переучиваться.

-3

(Источник: Manuel Leal, Brian J. Powell. Behavioural flexibility and problem-solving in a tropical lizard // Biology Letters. Advance online publication 13 July 2011.)

На что хотелось бы обратить ваше внимание - на фразу "должно быть характерно простое и стереотипное пищевое поведение".

Заметьте, что ученые изначально были уверены в том, что когнитивные способности ящериц отсутствуют или в крайнем случае ограничены. Но вот сделали эксперимент по определению уровня этих способностей и оказывается, что у них оно на достаточно высоком уровне. Мало того, ящерицы могут использовать различные стратегии для этого, требующие быстрого ассоциативного обучения.

Хочется отметить, что между пластичностью поведения и базовым уровнем сознания не такая уж глубокая пропасть. То есть необходимо признать, что живые организмы это не "роботы", наделенные инстинктами. В научной среде с конца XIX века преобладает именно такое мнение и это мнение нам навязано научным материалистическим мировоззрением.

Но оказывается, что это тоже можно отнести к сфере научных предрассудков. Когда этологи и зоопсихологи научным образом приступают к исследованию психики представителей животного мира, то оказывается, что все они думающие, чувствующие, эмоционально переживающие создания и что это не только прерогатива человека.

Забегая вперед я скажу, что в ближайшем будущем нас ждет кардинальный пересмотр нашего нынешнего мировоззрения. Сейчас имея детальные и глубокие знания о том, что и как происходило и до сих пор происходит во Вселенной, о том, что какие процессы имеют место в органеллах клетки, о том какова структура материи на уровне элементарных частиц и так далее, я со всей ответственностью могу сказать, что уже можно делать наиболее вероятные предположения о том, каков смысл возникновения Вселенной, зачем в ней проявляется жизнь и о том, каково наше место в ней. Ответы на эти вопросы станут основой Нового мировоззрения.

Кому это интересно, я предлагаю обратиться к моей книге "Пазлы Абсолютного смысла", которая вышла в издательстве RIDERO.