Хочу поделиться своей историей о том, как перестала вместе с ребенком сидеть над домашкой и сделала учебу его зоной ответственности. Всё по рекомендациям известного психолога Екатерины Мурашовой. Обрадую всех настрадавшихся родителей: это очень легко, оценки не испортились, гаджетами не шантажировала. А вся информация — в открытом доступе.
Я мама девятилетнего третьеклассника. Успехи у ребенка средние. Первый и второй классы прошли гладко: он оставался до вечера в продленке, уроки проверял учитель. В третьем попросился ходить домой сам, как взрослый. Вот только домашние задания в его планы не входили, приходилось сидеть вместе по вечерам.
Думала вернуть в продленку, но напоследок решила почитать детских психологов. Очень понравился стиль Екатерины Мурашовой — с детками она работает в обычной поликлинике, написала много книг, по которым даже фильмы снимали. Я прошла ее бесплатный курс «Учеба без слез» с видео и конспектами. Можно проходить его через почту (приходят письма с видеоуроками), а можно — через телеграм-бот, очень удобно.
Вот ключевые мысли, которые я выписала и которым теперь следую, как аффирмациям. Цитирую из материалов курса «Учеба без слез»
- «У родителя, который полностью контролирует учебу, не должно быть иллюзий, что однажды ребенок придет и скажет: “Теперь я сам”».
- «Родитель сам решает, помогать или не помогать ребенку в учебе. Но если вы решили дать больше самостоятельности, то этому решению нужно следовать до конца: только так получится воспитать ответственность.
Также записала план действий на случай, если ребенок отказывается делать домашку:
- Отзеркалить. «Правильно ли я тебя услышал, что заданное тебе на понедельник эссе ты писать не будешь?». Довольно часто дети идут на попятную прямо в этот момент.
- Взять паузу. Если ребенок все-таки сказал: «Да, я это эссе писать не буду», родитель может сказать себе: «Сейчас я подумаю, как на это реагировать». Если он решает: «Я не буду портить отношения со своим ребёнком из-за этого эссе», то он говорит: «Ну и ладно», разворачивается и уходит. Значительная часть детей после такого сбиты с толку и думают: «Так, может, написать это эссе?»
- Возмутиться. Тоже отлично! Тогда родитель приходит и говорит: «Я испытываю гнев! Сейчас я буду наказывать тебя, отнимать у тебя айфоны, айпады, лишать тебя сладостей, потому что ты отказываешься писать эссе!»
В этот момент родитель может остановить себя, а ребенок может ответить: «Слушай, я напишу это эссе, но не надо отбирать у меня айфоны, айпады, и, вообще, ты как-то странно выглядишь».
Я почитала статьи Мурашовой, прошла этот курс, обдумала, насколько я реально готова вовлекаться в учебу сына — без ультиматумов и истерик. И поговорила с ним. Сказала: «Значит так, с сегодняшнего дня отвечаешь за свои уроки ты. Я готова проверить, но только один раз — исправленные варианты будут на твоей совести». Сработало — сын получает поддержку от меня, но мотивация учиться у него собственная, без нервов и нагоняев.
Регистрируйтесь на курс, чтобы понять, как перестать волноваться за учебу ребенка и помочь ему стать самостоятельнее, а вам — спокойнее, без чувства вины и лишнего стресса — ведь именно такими мы нужны нашим детям.