Прохор Мошнин – так звали преподобного Серафима в юности – был родом из Курска, из именитой купеческой семьи. Еще в детстве ему довелось испытать на себе действие благодати Божией – в десять лет он тяжело заболел и только икона Курской Коренной Божией Матери, которую крестным ходом пронесли через двор Мошниных, поставила его на ноги. А однажды он упал с колокольни, но остался цел и невредим. Правда, опасность этого падения в житиях несколько преувеличена.
Валентин Степашкин, историк:
Он упал со строящегося здания, со строящейся колокольни. То есть не 80 метров высотой колокольня и вот он с этой большой громадной высоты упал, а он упал, ну, только предполагать можно с той высоты, которая не грозила ему, наверное, смертью.
Валентин Степашкин, историк и краевед из Сарова, первым составил полную биографию преподобного Серафима и впервые открыл множество архивных документов, связанных с ним.
Валентин Степашкин, историк:
В частности, вот мне удалось найти документы, которые в конце концов подтвердили, что преподобный родился в 1754 году, а не в 58, 59, 61. То есть вот было как бы несколько дат, когда тон родился. А здесь вот удалось поставить в этом вопросе наконец-то точку. Был проведен анализ моих доводов и вот как бы они были признаны достоверными и поэтому в 2004 году как бы вот было принято решение провести празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
Каким же был юный Прохор Мошнин, будущий Серафим? Как говорится в житии, он был высоким - ростом метр восемьдесят, - симпатичным молодым человеком – прямой нос, голубые глаза, светло-русые волосы, окладистая борода. В 24 года Прохор решил испытать себя, удалиться от мира и отправился в Саровскую пустынь. Выбор монастыря был неслучайным.
Валентин Степашкин, историк:
Наша Саровская пустынь, она считалась купеческой. То есть те монастыри, которые ближе к столицам, они конечно в большинстве своем были даже как бы насыщались интеллигентами, а у нас в основном были купцы. И преподобный Серафим Саровский вышел из купеческого рода.
Когда-то Саровская пустынь начиналась с пещерного монастыря – подземные ходы соединяли кельи монахов и вели к храму. Уже в середине 18-го века это был один из самых крупных и самых известных монастырей в России.
Саровская пустынь славилась своим строгим уставом. Сюда даже присылали монахов из других обителей для исправления. На Соборной площади монастыря запрещалось находиться мирянам, особенно женщинам и детям. В конце 18-го века, вскоре после прихода сюда преподобного Серафима, в Саровской пустыни появится постоянный воинский караул, который будет охранять ее и пропускать паломников только во время богослужений. И с момента создания этих первых КПП Саров навсегда останется закрытой территорией.
По уставу обители, каждый "кандидат" в монахи должен был пройти "испытательный срок", так что три года Прохор Мошнин трудился здесь послушником. В архивах Саровской пустыни сохранилось самое первое упоминание будущего святого – в общем списке монастырской братии он значится как "Прохор столяр".
Светлана Рубцова, экскурсовод музея "Саровская пустынь":
Он вырезал посуду, кресты деревянные вырезал. Например, был у него такой случай, когда будучи послушником он взялся серьезно поститься и у него началось такое заболевание, которое называется в народе водянка. Проболеет он около трёх лет и вот когда чудесным образом он исцелеет, он по своему выздоровлению делает в любимый свой храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев он вырезает кипарисовый престол, то есть стол, на котором происходили таинства Евхаристии.
Из документального фильма "День ангела. Преподобный Серафим Саровский":