Идея съездить зимой в Заполярье на машинах возникла у нашей читательницы Милены Ковылиной ещё летом 2019. Ну, как идея — так, намёки на исполнение мечты. Собрались три экипажа ― Боевой Тушкан (HYUNDAI Tucson 2х4), Lada Калина и KIA Rio X-Line.
Старт был назначен на 15 февраля 2020 в 7:00. На всё у Милены и её команды было 8 дней и море энтузиазма. О том, сколько стоит съездить на машинах их Твери до Хибин да ещё по зимней трассе, Милена рассказала корреспонденту сайта бронирования жилья Tvil.ru.
Первый день
В первый день предстоял перегон Тверь (место встречи) ― Петрозаводск. По пути останавливались только поесть и пофотографировать. На следующий день была запланирована остановка в Кеми на обед. Город производит неоднозначное впечатление. Здесь соседствуют дореволюционные домишки, постройки времён ГУЛАГа, унылые серые здания советского периода и разруха постперестроечного времени. Большинство туристов в Кеми не задерживаются, а зря! В этом, на первый взгляд, мрачном городке много интересного. Но об этом позже, на обратном пути.
А сейчас пора перекусить! Есть в Кеми столовая РЖД — своеобразная достопримечательность. Наш обед стал коротким путешествием в советский общепит. Не скажу, что супервкусно (не ресторан всё-таки), но съедобно и недорого. Салатик, первое, второе и компот с пирожками обошлись в 180 - 250 руб.
После обеда вышли на финишную прямую до Кандалакши ― место нашего обитания на время отпуска. Погода менялась каждые 15 минут от низкой плотной облачности до ослепительно яркого солнца на бездонно-бирюзовом безоблачном небе ― для Кольского полуострова это норма.
Сама трасса «Кола» производит неизгладимое впечатление: сложный холмистый рельеф сменяется бескрайними равнинами и дикими лесами. Дорога то прямая, как струна, то петляет между озёр и скал, поднимаясь и опускаясь. Красота такая, что дух захватывает!
До гостиницы добрались к 7 вечера. Портовый городок нас встретил в лучших традициях заполярья — метелью.
Кандалакша — самый южный город Кольского полуострова. Первое упоминание о нём встречается в Московских документах за 1517 г.
Как и весь Терский берег в целом, Кандалакша похожа на обычный райцентр Поморья — железная дорога, морской порт, вокруг заповедник и старые поморские деревни.
Первый выезд был запланирован в Варзугу, чтобы посмотреть комплекс памятников деревянного зодчества. Особенно хотелось увидеть Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную ещё в 1674 году.
Ночью было -12°, а к 11 утра потеплело до +6°, местами шёл дождь. Дождь?! В феврале на Кольском?! А мы к морозам готовились…
Второй день
Вообще дороги зимой на полуострове вполне сносные — почти пустые, их постоянно чистят, но ничем не обрабатывают и ехать по ним ̊приходится очень аккуратно, так как гористый рельеф к гонкам на скользкой дороге не располагает, хотя соблазн очень велик. По пути любовались горами и скованным льдом Белым морем.
Заехали на Чёрный порог, что на реке Колвица, но дойти до него не смогли — сугробы почти по пояс, а под ними вода. Вообще лёд на Кольском полуострове очень чистый, прозрачный и имеет красивый бирюзовый оттенок, а цвет снега даже сравнить не с чем — настолько он белый! Когда прибыли в Варзугу, уже стемнело, но храмы было видно достаточно хорошо, жаль только, что не смогли попасть внутрь — уже всё было закрыто. Зато будет повод сюда вернуться.
Варзуга — одно из старейших поселений на Терском берегу (год основания — 1419). Это почти самая крайняя точка на востоке Кольского полуострова (есть ещё село Кузомень в 22 км), куда можно доехать — дальше только тундра и Белое море. Здесь как будто другой мир, вокруг царит вселенский покой и умиротворение... В гостиницу вернулись поздно, сил хватило только на ужин.
Теперь наш путь лежал в Кировск с заездом в музей геологии и минералогии имени И. В. Белькова в Аппатитах. Там мы ознакомились с богатствами Кольского полуострова и с методами их добычи. Оказывается Кольский — это «сундук» с драгоценностями Матушки Природы. Что тут только нет!
А потом нас ждали Кировск и Хибины — маленькая горная страна. В 1921-1923 годах геологи открыли в Хибинах крупнейшие на планете залежи апатито-нефелиновых руд.
Суровые и величественные (а ещё великолепные, прекрасные и неповторимые!) Хибины окружают Кировск практически со всех сторон. Он прячется в укромной долине вплотную к горам, местами его дома стоят прямо на горных отрогах, делая город «многоуровневым».
Хибины, в окрестностях Кировска, — очень кинематографичное место, здесь снимались такие известные фильмы, как «Морозко», «Лавина», «Начальник Чукотки» а также современные фильмы «Тайна перевала Дятлова» и «Левиафан». Хибинам — крупнейшему горному массиву на Кольском полуострове — по мнению учёных, стукнуло то ли 350, то ли 390 миллионов лет. Только в этих краях водится минерал эвдиалит, или «лопарская (саамская) кровь», с его возникновением, как и с самими Хибинами, связано множество легенд.
Остаток дня мы провели, наслаждаясь необыкновенным зрелищем — белоснежные горы, укрывшиеся облаками, сверкали на фоне ярко-синего неба под лучами предзакатного солнца. В феврале солнце на Кольском не поднимается высоко и почти всё время находится в восходно-закатном состоянии, окрашивая небо и облака в яркие фантастические цвета. Далеко в горы нам попасть не удалось — лавиноопасно, да и проехать туда можно только на снегоходах. Но Хибины прекрасны, даже если смотреть на них со стороны — большое видится на расстоянии.
Фотографии из личного архива Милены Ковылиной.
Продолжение заполярной экспедиции на машинах читайте в следующем выпуске.