Найти тему

О планах. Неделя с 13 по 20 февраля

Нам свойственно планировать свою жизнь, свое время. Кто-то ограничивается планом на день: «Будет день – будет пища!». Другой осмеливается рассуждать на более длительный промежуток времени, и заявляет, надеясь на будущее: «Война планы покажет!» Впрочем, на самом деле эти поговорки говорят о том, что нет смысла планировать вообще!

Два вида планов: линейный и циклический

При этом одни люди живут линейно: дом – работа – дом. Отсюда схема: работа – отдых – работа. Так в их понимании складывается неделя линейно: от понедельника до пятницы – работа, суббота и воскресенье – отдых; и вновь, от понедельника до пятницы – работа, и т.д.

Другой рассматривает свою жизнь не линейно, а циклично. Для него день начинается с вечера предыдущего дня, а неделя – с воскресенье. К слову, в украинском языке до сих пор воскресенье называется нэдиля. Тогда логично именуется понедельник – день после недели.

Христиане в связи с цикличностью своего мировоззрения обычно утро воскресенья посвящают посещению храма. Проповедь священника после литургии становится духовным напутствием на всю предстоящую рабочую неделю.

В основе плана – мировоззрение

Линейное или циклическое время, планы, мировоззрение – как это все связать в своей голове?

Начнем с мировоззрения. Что это такое, мировоззрение?

Понятно, состоит из двух слов: мир и воззрение. Словосочетание – воззрение на мир. Как это понимать?

Воззрение на мир, само по себе для обычного человека – не научно. То есть научно он никому не собирается объяснять, как он смотрит, воззрит на мир. Да, никто, собственно, его об этом и не спрашивает: «Как ты воззришь?» И если бы его спросили, как, то он ответил бы просто: «Не знаю. Я так чувствую».

То есть глупо требовать объяснения от человека, который всю неделю работает, а потом в субботу и воскресенье отдыхает, почему его жизнь такова: работа – отдых – работа – отдых. Он просто так живет, потому что так ему комфортно жить и думать, чувствовать себя. И так он размышляет, что вот опять понедельник и все начнется снова – сплошная линия. И это привычка.

Храм – лучшее место сформировать свое мировоззрение

Другой тоже чувствует, что цикл как-то лучше ложиться на его душу. В нем есть свой смысл: выделить начало недели, как начало цикла. Если я верующий, то утро воскресенья надо посвятить Богу, дальше с приподнятым настроением после богослужения, встречи со знакомыми и духовно близкими людьми, вернуться домой. Дома так же с приподнятым праздничным настроением, кто бывает на ранней литургии, - завтрак. Потому что служба, начавшись в 7.00 утра обычно завершается к 8.30. поздняя же – довольно продолжительная: обычно с 9.00 до 12.00. Так что получается, домой придем только к обеду!

После обеда начинается как бы другой день. Поэтому в своей циклической диаграмме недели, я решил разделить воскресенье как бы на два дня: до обеда, до богослужения, и после обеда – после богослужения.

После обеда, можно поразмышлять о проповеди священника, и к вечеру начать строить чувственно план на неделю. Почему с чувственного состояния? Потому что настроение прежде дела. Потому что духовное прежде материального.

О чем сегодня говорил священник?

Сегодня воскресенье, 13 февраля 2022 г. Обычно священник говорит о том, что читается в Евангелии. Там была притча о том, что два человека: фарисей и мытарь пришли в храм помолиться. Толкователи, а их огромное количество, указывают на то, что это не простые люди: фарисей – духовный руководитель региона. Мытарь – что-то на уровне начальника налоговой инспекции региона.

Фарисей, всю свою жизнь посвятивший изучению Божьего Закона, знает о Библии все, или почти все. Как правило, такие люди могут цитировать отдельные большие отрывки из Библии, а некоторые псалмы, или даже все псалмы знают наизусть. Они знают все о процедуре возмещения материальными средствам за совершенные грехи: кто и сколько должен принести в жертву животных в храм.

Мытарь тоже не простой человек – он собирает налоги с народа в пользу оккупантов: Римской империи. Он знает, кто и сколько может заплатить, он знает, как украсть излишки. Он знает, что все его подчиненные воруют, потому что мытари, как правило, живут безбедно в Израиле. …И он мучается по этому поводу, потому что разговор предстоит в храме не с кем-нибудь, а с Самим Богом. А разговор с Богом – это молитва.

Фарисей тоже понимает, что пришел не к вышестоящему чиновнику, а к Богу. И удивительно, что фарисей, посвятивший всю свою жизнь Богу, …не может подобрать слова, как молиться Богу! Он просто перечисляет свои заслуги. Он ничего не может с собой поделать – получается, как отчет о проделанной работе. Прочитаем евангельский текст:

Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Вера, относящаяся к области чувственного и представляющая собой мировоззрение, становится для фарисея частью его деятельности. Он живет и читает Библию каждый день, учит народ как жить, и как читать Библию. Учит, как не грешить и сколько уплатить в качестве возмещения за совершенный грех, идет в храм и представляет Богу отчет, что он сделал. Получается, что храм для него – это место Невидимого Бога, как Судьи его деятельности. Все есть работа. И храм – тоже работа. Где же духовность, душа у фарисея? Потому что душа не может рассуждать логически. Душа может или радоваться, или взывать…

Взывает душа у мытаря. Он не с отчетом пришел о собранных налогах. Он пришёл за милостью, потому что вся его жизнь, или почти вся, пронизана неправдою, ложью. Он почти кричит:

Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Наступающая неделя – подготовительная к Великому Посту. В это время предстоит подготовка, молитвенный настрой на последующие 7 недель. Поэтому состояние молящегося должно быть искренним, чувственным. Конечно есть так сказать молитвенный шаблон: утреннее и вечернее правило. Но это правило только дает нам порядок для христианской повседневной жизни. Только этот порядок может привести нас в конце жизни к простой и искренней фразе – нашей последней молитве перед исходом души из тела: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Циклы входят один в другой

Новый недельный цикл для верующего – это часть большего цикла: годового, в который включен Великий Пост и последующая за ним Пасха. Этот мировоззренческий настрой дает пищу для формирования планов в таком ключе.

Неделя подготовительная. Еще называется сплошной. То есть можно вкушать все продукты: поста в среду и пятницу нет.

Отсюда, силы будут и нужно планировать дела, связанные с завершением трудных дел, задач, мероприятий. Все дела важные и срочные запланировать и завершить. Неделя должна быть насыщена делами. При этом помнить, что отчет о делах мы дадим тем, кому он нужен из людей. А отчет о своем духовном состоянии после этой недели принесем в храм – Богу. Чтобы попросить Его о милости, потому что наверняка не удастся сохранить в душе мир. Ну, да помогай Господь всем нам на предстоящей неделе!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц