Найти тему

Что осталось за кадром

О чём рассказала пожелтевшая от времени фотография из семейного альбома

В 50-х в Калининградской области было снято немало фильмов, связанных с Великой Отечественной. Что неудивительно. Для таких лент бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом бесплатной) натурой.

Таким был центр бывшего Кёнигсберга в середине прошлого века. Вид на руины Королевского замка
Таким был центр бывшего Кёнигсберга в середине прошлого века. Вид на руины Королевского замка

В 1958 году киношники особенно часто гостили здесь. Так, всё лето в области шли съёмки картины «На дорогах войны». В начале сентября уже второй раз за год (первый визит был зимой) приехала группа, снимавшая «Часы остановились в полночь». В середине октября прибыл Сергей Бондарчук со товарищи, чтобы отснять ряд эпизодов «Судьбы человека». А в конце того же месяца приступили к работе их коллеги, работавшие над второй серией «Киевлянки».

Октябрь 1958-го. Идёт съёмка сцены похорон сына главного героя фильма «Судьба человека»
Октябрь 1958-го. Идёт съёмка сцены похорон сына главного героя фильма «Судьба человека»

Казалось, местным жителям всё это должно было приесться. Но нет, любые съёмки всегда проходили при большом стечении народа. Не стали исключением и съёмки фильма «Поэма о любви», которые начались в сентябре 1958-го. Тем более что главные роли исполняли яркие и уже известные молодые актёры – Татьяна Пилецкая, Юлиан Панич, Хорен Абрамян.

– Всех нас радует тот интерес, с каким калининградцы относятся к нашей работе, – сказал тогда, в частности, в коротком интервью Абрамян.

А Пилецкая немного рассказала о будущей ленте:

– Картина, над которой мы работаем, должна выйти в декабре. Это повесть о большом и чистом чувстве, которое зародилось между студентом-армянином и русской девушкой, о любви, которую прерывает война…

Большая часть киношников жила в гостинице. Однако на всех мест там не хватило, и кое-кому пришлось искать угол в частном секторе. Фотограф киногруппы Мартик Узунян снял комнату в доме неподалёку от облдрамтеатра. Вечерами он охотно рассказывал о своей интересной работе. И не раздумывая согласился помочь, когда хозяйская дочь-десятиклассница попросила провести её на съёмки.

Мартик провёл в «запретную зону» не только дочку хозяев квартиры, но и её подружек. Одной из них была Шура Шатан (ныне – Вахрамеева).

– Снимали в тот день в районе развалин Королевского замка, – вспоминала Александра Михайловна. – Наблюдать за происходящим было интересно. Мы увидели вблизи актёров, стали свидетелями того, как сцену сперва репетировали, потом снимали.

Организовал Мартик и «фото на память»: Панич и Абрамян, снятые во время репетиции очередной сцены. Причём в довершение восторга любимцы девушек ещё и поставили на обороте свои автографы…

Юлиан Панич (слева) и Хорен Абрамян во время съёмок в Калининграде. С того дня минуло почти 65 лет. Как говорится, иных уж нет, а те – далече. Абрамян в 2004 году умер. Панич уже полвека живёт за рубежом. Но на этом старом снимке они по-прежнему молоды, всё ещё впереди
Юлиан Панич (слева) и Хорен Абрамян во время съёмок в Калининграде. С того дня минуло почти 65 лет. Как говорится, иных уж нет, а те – далече. Абрамян в 2004 году умер. Панич уже полвека живёт за рубежом. Но на этом старом снимке они по-прежнему молоды, всё ещё впереди

Снимавшийся как «Поэма о любви», в прокат этот фильм вышел под названием «О моём друге». Думается, есть смысл напомнить его сюжет.

Июнь 1941-го. Рубен (Абрамян) и Арам (Панич) оканчивают ленинградскую Академию художеств. Рубен влюбляется в студентку мединститута Катю (Пилецкая). Но она любит его друга Арама. Лучшие друзья ссорятся. И снова встречаются уже во время войны.
Ненадолго приехав с фронта в Ленинград, на месте своего дома Арам видит лишь руины. В тяжёлых чувствах он ловит попутку. А за рулём грузовика – Рубен. Тот всё ещё обижен и высаживает Арама. Однако начинается бомбёжка, Рубен ранен. Арам спасает его, но сам погибает. А потом Рубен находит Катю и рассказывает ей обо всём, рассказывает о своём друге…

К слову, тогдашний дуэт Панича и Пилецкой был уже вторым в их творческой биографии. Двумя годами ранее они снялись в фильме «Разные судьбы». Он стал событием, молодые актёры «проснулись знаменитыми».

Афиша фильма «Разные судьбы», который стал одним из хитов советского кинематографа в 1956 году
Афиша фильма «Разные судьбы», который стал одним из хитов советского кинематографа в 1956 году

Судьбы же у них и правда оказались разными. Татьяна Львовна и сегодня живёт в родном Ленинграде, ставшем Санкт-Петербургом, вот уже 60 лет (лишь с небольшим перерывом) верна сцене бывшего театра имени Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский Дом»). Юлиан Александрович в 1972 году эмигрировал в Израиль, откуда перебрался в Мюнхен, где на долгие годы главным его делом стала работа на радио «Свобода». Теперь живёт во Франции.

Не всякий решился бы сделать такое фото
Не всякий решился бы сделать такое фото

А на этом фото – та самая Шура Шатан (слева), которая в 1958 году получила в подарок снимок с автографами Панича и Абрамяна. Однажды в начале 60-х она с друзьями забралась на башню Королевского замка. Лезть туда было, конечно, страшновато. Но чего не сделаешь ради хорошего кадра...

P. S. О современной ситуации с киносъёмками в Калининградской области – здесь