О чём рассказала пожелтевшая от времени фотография из семейного альбома
В 50-х в Калининградской области было снято немало фильмов, связанных с Великой Отечественной. Что неудивительно. Для таких лент бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом бесплатной) натурой.
В 1958 году киношники особенно часто гостили здесь. Так, всё лето в области шли съёмки картины «На дорогах войны». В начале сентября уже второй раз за год (первый визит был зимой) приехала группа, снимавшая «Часы остановились в полночь». В середине октября прибыл Сергей Бондарчук со товарищи, чтобы отснять ряд эпизодов «Судьбы человека». А в конце того же месяца приступили к работе их коллеги, работавшие над второй серией «Киевлянки».
Казалось, местным жителям всё это должно было приесться. Но нет, любые съёмки всегда проходили при большом стечении народа. Не стали исключением и съёмки фильма «Поэма о любви», которые начались в сентябре 1958-го. Тем более что главные роли исполняли яркие и уже известные молодые актёры – Татьяна Пилецкая, Юлиан Панич, Хорен Абрамян.
– Всех нас радует тот интерес, с каким калининградцы относятся к нашей работе, – сказал тогда, в частности, в коротком интервью Абрамян.
А Пилецкая немного рассказала о будущей ленте:
– Картина, над которой мы работаем, должна выйти в декабре. Это повесть о большом и чистом чувстве, которое зародилось между студентом-армянином и русской девушкой, о любви, которую прерывает война…
Большая часть киношников жила в гостинице. Однако на всех мест там не хватило, и кое-кому пришлось искать угол в частном секторе. Фотограф киногруппы Мартик Узунян снял комнату в доме неподалёку от облдрамтеатра. Вечерами он охотно рассказывал о своей интересной работе. И не раздумывая согласился помочь, когда хозяйская дочь-десятиклассница попросила провести её на съёмки.
Мартик провёл в «запретную зону» не только дочку хозяев квартиры, но и её подружек. Одной из них была Шура Шатан (ныне – Вахрамеева).
– Снимали в тот день в районе развалин Королевского замка, – вспоминала Александра Михайловна. – Наблюдать за происходящим было интересно. Мы увидели вблизи актёров, стали свидетелями того, как сцену сперва репетировали, потом снимали.
Организовал Мартик и «фото на память»: Панич и Абрамян, снятые во время репетиции очередной сцены. Причём в довершение восторга любимцы девушек ещё и поставили на обороте свои автографы…
Снимавшийся как «Поэма о любви», в прокат этот фильм вышел под названием «О моём друге». Думается, есть смысл напомнить его сюжет.
Июнь 1941-го. Рубен (Абрамян) и Арам (Панич) оканчивают ленинградскую Академию художеств. Рубен влюбляется в студентку мединститута Катю (Пилецкая). Но она любит его друга Арама. Лучшие друзья ссорятся. И снова встречаются уже во время войны.
Ненадолго приехав с фронта в Ленинград, на месте своего дома Арам видит лишь руины. В тяжёлых чувствах он ловит попутку. А за рулём грузовика – Рубен. Тот всё ещё обижен и высаживает Арама. Однако начинается бомбёжка, Рубен ранен. Арам спасает его, но сам погибает. А потом Рубен находит Катю и рассказывает ей обо всём, рассказывает о своём друге…
К слову, тогдашний дуэт Панича и Пилецкой был уже вторым в их творческой биографии. Двумя годами ранее они снялись в фильме «Разные судьбы». Он стал событием, молодые актёры «проснулись знаменитыми».
Судьбы же у них и правда оказались разными. Татьяна Львовна и сегодня живёт в родном Ленинграде, ставшем Санкт-Петербургом, вот уже 60 лет (лишь с небольшим перерывом) верна сцене бывшего театра имени Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский Дом»). Юлиан Александрович в 1972 году эмигрировал в Израиль, откуда перебрался в Мюнхен, где на долгие годы главным его делом стала работа на радио «Свобода». Теперь живёт во Франции.
А на этом фото – та самая Шура Шатан (слева), которая в 1958 году получила в подарок снимок с автографами Панича и Абрамяна. Однажды в начале 60-х она с друзьями забралась на башню Королевского замка. Лезть туда было, конечно, страшновато. Но чего не сделаешь ради хорошего кадра...
P. S. О современной ситуации с киносъёмками в Калининградской области – здесь