Певица Бетти Дэвис (Betty Davis) скончалась в возрасте 77 лет. Близкие говорят, что смерть наступила по естественным причинам. Если вы раньше не слышали это имя, то обязательно поинтересуйтесь её творчеством.
Её настоящее имя Бетти Мэбри (Betty Mabry), и она родилась в Дареме, Северная Каролина, в 1944 году.
В начале 60-х Бетти переехала в Нью-Йорк – нравы были строгими, в поездке её сопровождала тётя, - и поступила в Технологический институт моды. Именно там, в Нью-Йорке, она быстро «вписалась» в топовую тусовку, чему способствовала модельная внешность девушки – темнокожие модели в те годы были большой редкостью, поэтому контракт с известным агенством Wilhemina выглядел почти чудом.
В Нью-Йорке она познакомилась с будущими рок-звездами, такими как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Слай Стоун (Sly Stone), причём для них она ещё была и коллегой – дело в том, что свой первый сингл “The Cellar” певица-модель якобы выпустила ещё в 1963 году. Название песни - “The Cellar” - соответствовало названию модного нью-йоркского клуба, который она часто посещала (правда, найти концы этого мифического релиза мне не удалось).
А вот сингл "Get Ready for Betty" (с песней "I'm Gonna Get My Baby Back" на стороне В) последовал в 1964 году – это уже зафиксировано официально.
Бетти сама сочиняла песни – тогда ещё под именем Betty Mabry, - поэтому в удовольствием написала песню по просьбе группы Chamber Brothers. В 1967 году сингл "Uptown" стал их первой записью, попавшей в Billboard Hot 100.
В следующем 1968 году в личной жизни Бетти произошло серьёзное событие - она вышла замуж за известного музыканта Майлза Дэвиса (Miles Davis). Неудивительно, что её фото вскоре появилась на обложке альбома Дэвиса “Filles de Kilimanjaro” (1969).
Была на диске и пьеса, посвящённая Бетти – она называлась "Mademoiselle Mabry".
Пара развелась в 1969 году – молодые прожили вместе всего один год, - однако Бетти оказала большое влияние на творчество мужа, познакомив его с лучшими образцами рок-музыки (думаю, что и он оказал на Бетти не меньшее влияние!). Музыкальные критики неоднократно отмечали, что без влияния Бетти в творчестве Майлза Дэвиса вряд ли бы появились такие новаторские фьюжн-релизы, как “In a Silent Way” (1969) и “Bitches Brew” (1970).
После развода Бетти Дэвис – фамилию мужа она оставила, - продолжила заниматься музыкой: она подготовила к выпуску свой одноименный дебютный альбом, который вышел в 1973 году.
За ним последовали альбомы “They Say I'm Different” (1974) и “Nasty Gal” (1975).
И хотя её альбомы не имели большого коммерческого успеха, Бетти сумела привлечь всеобщее внимание. Её драйвовое исполнение, прифанкованный жёсткий аккомпанемент, яркий внешний вид и сексуально заряженные тексты – всё это, несомненно, делало артистку особенной (“different”).
Послушайте песню «Nasty Gal» с её одноимённого альбома:
Но коммерчески все три альбома Бетти Дэвис оказались неудачными, продажи оставляли желать лучшего. Лейбл Island Records не стал ждать, что же будет дальше, и расторг с ней контракт. Бетти не решилась искать контакты с другими рекорд-компаниями – она не хотела продолжать музыкальную карьеру. Вскоре она переехала в Питтсбург, чтобы жить жизнью простого обывателя. «Когда мне сказали, что мой контракт разорван, я спокойно приняла это», - так рассказывала певица о тех событиях в интервью изданию The New York Times в 2018 году. - «Никто больше не стучал в мою дверь – и, знаете, меня это совсем не огорчало!».
Однако, это не совсем соответствовало действительности - в последние годы творчество Бетти Дэвис стало привлекать повышенное внимание. Так, она стала героем документального фильма “Betty: They Say I'm Different” («Бетти: они говорят, что я особенная»)(2017), снятого при полном её сотрудничестве.
«Я подумала, что будет лучше, если они сделают фильм обо мне, пока я жива – я смогу всё проконтролировать», - с улыбкой комментировала Бетти работу над фильмом
Нельзя не сказать, что многие музыканты разных поколений и жанров упоминали Бетти Дэвис как человека, оказавшего на них большое влияние. Это и Принс (Prince), и Эрика Баду (Erykah Badu), и Жанель Монэ (Janelle Monae).
Но повышенный интерес к творчеству и персоне Бетти Дэвис в последние годы не изменил её решения – она продолжала жить скромной периферийной жизнью. Надо сказать, что она не бедствовала, получая авторские и потиражные со своих старых релизов – её альбомы неоднократно переиздавались. «С возрастом внешность меняется, так что я хочу остаться в сознании поклонников такой же, какой была когда-то», - так сказала Бетти в 2018 году.
В 2019 году – после 40-летнего перерыва - Бетти всё-таки выпустила песню собственного авторства. Она называлась “A Little Bit Hot Tonight”, но пела её не Дэвис, а подруга певицы Даниэль Маджио (Danielle Maggio).
Похоже, Бетти осталась верна своему решению и не стала пытаться совершать камбэк.
R.I.P. Betty Davis