Есть люди, которые воспринимают писателей как моральный авторитет и трепещут перед их гением. Но великие прозаики и поэты такие же люди, со своими жизненными ошибками и финансовыми грешками. Финтолк рассказывает, кто из известных авторов жил в долг, кто проигрался в пух и прах, а кто вложился в бизнес и прогорел.
Зарубежные писатели
Как Твен неудачно вложил 150 000 долларов
Американец Марк Твен был не только успешным писателем, но и неутомимым предпринимателем, инвестором и даже изобретателем. В 1884 году, уже будучи известным, он открыл собственное издательство. Одной из первых выпущенных книг стала «Приключения Гекльберри Финна». Это был успех. Поначалу были и другие хиты, но несколько последующих проектов с треском провалились. Например, изданную Твеном биографию римского папы Льва XIII купили всего 200 раз. Издательский бизнес обанкротился во время кризиса 1893-1894 годов.
Одним из самых громких финансовых промахов писателя стали инвестиции в усовершенствованную печатную машинку Paige Compositor. Узнав о ней, Твен купил акции компании на 5 000 долларов.
Изобретатель Джеймс Пейдж постоянно дорабатывал прототип машинки и вскоре попросил у Твена еще 30 000 долларов на новые усовершенствования. За 11 лет Твен потратил на наборную машину Пейджа 150 000 долларов! В это время на рынке появились конкуренты, приборы которых уже работали, были дешевле и проще в использовании. Печатная машинка Пейджа так и не увидела свет. В 1959 году Твен объявил себя банкротом.
Эдгар Аллан По и проблемы с алкоголем
Автор мистических рассказов еще в юности решил связать свою жизнь с писательством. В 1833 году, в возрасте 24 лет он получил премию в размере 100 долларов за лучший рассказ. Эдгар По продавал свои произведения в газеты и журналы, а публикация «Ворона» в 1845 году принесла ему известность. Но за славой не последовал финансовый успех: публика предпочитала романы, а не рассказы; авторское право в те времена не охранялось, и произведения перепечатывали, даже не сообщив автору.
Тогда Эдгар По вместе с еще двумя компаньонами основал литературное издание The Broadway Journal. По договору писатель должен был редактировать и сам писать в новый журнал. По подсчетам биографов, многие номера издания на 90 % состояли из текстов Эдгара По. Но скоро партнеры рассорились, вышли из проекта, а По стал единоличным владельцем издания. Денег на выпуск журнала отчаянно не хватало, тогда писатель нашел другого партнера. Новый издатель пообещал вложился в журнал, но вскоре обнаружил, что главный редактор запил. Так сотрудничество и с новым компаньоном закончилось, а журнал закрылся.
Продолжение статьи тут!