KazanFirst обсуждает с экспертами планируемое введение трансграничного углеродного регулирования Евросоюзом. Собеседники предполагают, что лучшим вариантом для России станет создание собственного налога на выбросы CO2.
Европейская комиссия в июле 2021 года представила проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Он станет частью программы Евросоюза по декарбонизации Fit for 55. В ходе нее планируют сократить выбросы парниковых газов к 2030 году на 55%.
- Одна из основных целей ТУР – уравнивание конкурентных позиций импортеров и национальных производителей углеродоемкой продукции, борьба с переносом промышленного производства с территории ЕС в другие страны, - рассказала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольга Беленькая. - В тестовом режиме механизм должен начать работать с 2023 года (импортеры в ЕС должны будут собирать данные и отчитываться об углеродном следе), а в реальном (в виде требований к платежам) – с 2026 года.
В первой фазе действия ТУР нужно будет платить за ввоз в ЕС труб, стали, алюминия, удобрений, цемента, электроэнергии. За каждая тонну выбросов CO2 при производстве этих продуктов нужно будет заплатить налог.
- По оценке Минэкономразвития России, мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд США в год, - сказала Беленькая.
Стоит отметить, что 2 февраля Европарламент предложил внести ряд поправок в ТУР. Их представил уполномоченный член комитета Европарламента по вопросам окружающей среды, общественного здоровья и безопасности пищевых продуктов Мохаммед Шахим. Платежи предложили взымать уже с 2025 года, а не с 2026, в подсчет налога хотят включать косвенные выбросы и расширить список продуктов для углеродного регулирования водородом, органическими химическими соединениями, пластмассами и изделиями из них.
- По оценке РБК, это может увеличить объем российских экспортных поставок, подпадающих под ТУР, еще на 1,5 млрд евро в год, то есть до 8,5 млрд евро в год, - говорит Беленькая.
По словам эксперта, в рамках всей российской экономики и экспорта это относительно незначительный объем - менее 2% общего товарного экспорта 2021 года и менее 5% экспорта в ЕС.
При создании внутренней российской системы углеродных квот, сопряженной с европейской системой EU ETS, можно будет проводить взаимозачет удержанных сумм налогов, считает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. По ее мнению, из-за этого общие издержки могут быть ниже.
- В России на базе биржи СПБМТСБ начата разработка российской системы биржевой торговли углеродными квотами. Своевременный запуск торговли углеродными квотами и ее признание на международном уровне позволят российским производителям сократить издержки или по меньшей мере оставить уплаченный налог в российской юрисдикции, - поделилась она.
Об этом же говорил и генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов.
- Если в России появится своя антиуглеродная программа и наши данные будут верифицированы в Европе, мы не будем платить углеродный налог там, а использовать эти деньги у себя, - сказал он на нефтегазохимическом форуме в Казани 31 августа 2021 года.
С мнением вышеупомянутых согласен и эксперт ФГ «Финам» Алексей Калачев. Он предполагает, что в России до 2026 года могут появиться внутренние налоги и сборы, которые будут учитываться при экспорте в ЕС.
- Если платить в любом случае придется, то лучше это делать в свой бюджет, а не чужой, - сказал он.
Доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук, в свою очередь, отмечает, что введение пограничного углеродного сбора стимулирует принятие мер не только государством, но и на уровне компаний экспортеров. По его словам, сегодня их бизнес-политика выстраивается на сокращение «углеродного следа» в выпускаемой продукции и привлечении дополнительных ресурсов для использования энергосберегающих и низкоуглеродных технологий.
- Так, нефтяная компания ПАО «Татнефть» с 2019 года предпринимает активные шаги по сокращению углеродных выбросов в атмосферу. В феврале 2021 года компания укрепила свои позиции, присоединившись к международной инициативе Science Based Targetsinitiativ. В планах нефтяной компании к 2050 году достигнуть углеродной нейтральности с постепенным снижением объема выбросов: на 10% – к 2025 году, на 20% – к 2030 году, - привел пример Корнейчук.
Действительно, «Татнефть» всерьез задумалась о снижении выбросов, даже несмотря на отсутствие нефти в перечне продуктов ТУР.
- Вопреки первоначальным опасениям, в проекте ЕС в списке подлежащих углеродному налогу товаров нет сырой нефти, нефтепродуктов, газа и угля – но не исключено, что впоследствии они могут быть включены, - говорит эксперт Беленькая.
Так или иначе нефтяная компания начала готовить сани летом. Недавно стало известно, что «Татнефть» планирует начать реализацию проекта по закачке парниковых газов в подземные пласты неподалеку от Нижнекамской промышленной зоны, на одном из водоносных пластов. Дымовые газы, выделяемые Нижнекамской ТЭЦ-2 и нефтеперерабатывающим заводом «ТАНЕКО», будут улавливать и разделять, а СО2 сжижать и закачивать в подземные пласты.
Кроме того, осенью 2021 года «Татнефть» стала партнером питерского проекта «Энерготехнохаб». Его резиденты работают над проектами развития «зеленых» технологий, создают системы автоматизации производства, роботов, беспилотники и другие технологические решения для энергетического сектора.
- Нам необходимы технологические решения с высоким экспортным потенциалом, инновации в области хранения энергии, автоматизации, снижения углеродного следа. Это станет стимулом роста отечественной экономики, укрепит позиции России на международной арене, - говорил Маганов после подписания соглашения о сотрудничестве.