Скандал вокруг якобы увольнения якобы учительницы из петербургской гимназии № 168 раскручивается на глазах у всей российской общественности. На директора гимназии Светлану Лебедеву обрушились голословные обвинения в авторитарных методах руководства и консерватизме, а также в том, что, видимо, она и не говорила. Повод – чтение библиотекаршей данного учебного заведения Серафимой Сапрыкиной стихов Хармса и Введенского на занятиях с десятиклассниками. В этом нет ничего страшного и сомнительного. Только за одним обстоятельством: cие свободное чтение заменило школьникам урок патриотизма, посвященный 80-летию победы советских войск в сражении под Москвой в 1941 году.
Наверное, на эту тему и состоялись разговоры директора и нанятой ею же сотрудницей (на момент конфликта она проботала в школе всего три месяца). Потом, видимо, были еще разговоры. В результате которых поклонница поэзии обэриутов вынуждена была уволиться по собственному желанию. Правда, обо всем этом она написала в своих аккаунтах спустя полтора месяца с лишним после всего произошедшего, открыто намекнув на то, что-де почувствовала, что такое «37-й год». На эту тему возбудился даже министр нашего просвещения, а муж Татьяны Навки был вынужден комментировать эту странную ситуацию.
Понятно, что либеральные СМИ и те, кто любит что-нибудь «горяченькое», сразу ухватились за тему «увольнения из-за Хармса» (например, «Комсомольская правда»). И начали изо все своих убогих творческих сил дуть на тлеющий уголек производственного случившегося два месяца назад конфликта. Но одно дело – выдумывать небылицы про перевал Дятлова и ворошить память мертвых, а другое дело – всуе упомянуть фамилии имена тех, кто трудится на ниве школьного образования. При этом давать слово в публичном пространстве странноватой эмансипированной даме, которая до этого сменила четыре места работы. При этом она мнит себя поэтессой и в таком качестве является членом Союза писателей Москвы(!?).
Вся эта ситуация попахивает намеренным самопиаром. Как со стороны мадам Сапрыкиной, получившей свои пятнадцать минут славы и всероссийскую известность, так и со строны СМИ. Той же «Комсомольской правды», на страницах которой приведены слова, циничные и оскорбительные для директора гимназии и ветеранов, которых она якобы «таскает» на уроки патриотизма. Почитайте, этот ее текст в «КП» и вы поймете, что таких восторженных и поэтических магистров не стоит на пушечный выстрел подпускать к подрастающему поколению. И в этом смысле те упреки(если они были) со стороны директора в адрес библиотекарши относительно нарушения планов по проведению соответствующих занятий справедливы. Хотя та же Серафима Сапрыкина утверждает, что она согласовала чтение стихов с одним из завучей. Но кто при этом присутствовал, кроме самой библиотекарши и завуча?
Одним словом, ситуация выглядит, мягко говоря, странной, чтобы не сказать провокационной. Такое ощущение, что уволенная библиотекарша захотела: а) отомстить; б) громко отомстить; и в) себя немного прославить. Но по мнению коллег директора гимназии Светланы Ивановой, случившееся требует спокойного и обстоятельного разбора. Вы прекрасно понимаете, что такое руководить гимназией (то есть школой) в наше время. Тем более, если школа (то есть гимназия) на хорошем счету. И вдруг вместо урока патриотизма - чтение вслух стихов, которые и взрослый-то с трудом поймет. Я – не поклонник творчества обоих поэтов. Некоторый налет абсурдизма, чтобы не сказать заболевания F-20, все-таки в их поэтических виршах присутствует. Можете со мною спорить и кидать в меня, как в Льва Гурыча Синичкина, мочеными яблоками, но я считаю, что и Булгакову с его «Мастером и Маргаритой» не место в школьной программе, и уж тем более – Солженицыну с выдуманным «Архипелагом ГУЛАГом». Рановато поколению тик-тока и «большого пальца гугл» изучать столь противорчевиые и сложные тексты. И почему та же поэтесса в памятные дни не захотела прочесть школьникам стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом..» или Симонова – «И ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»? Нет! Обязательно надо было читать то, что к теме, да и к жизни не имеет никакого отношения, а представляется мне игрой того ума, от которого часто бывает горе. Но не только для его обладателей, но и для тех, кто таких «умников» окружает.
Так и хочется сказать: оставьте в покое гимназию номер 168. Там учились и учатся сотни юных петербуржцев, а работают десятки преданных своему делу педагогов, тянущих на себе нелегкий воз нашего народного образования. А если среди них объявилась любительница поэзии определенного типа, то пусть она свою любовь несет трудящимся массам в других местах. Например, у портрета того же Хармса на углу Ковенского переулка и улицы Маяковского. Где можно и устроить (с разрешения властей, разумеется) поэтические чтения. Естественно, после того, как будут разгребены и убраны снежные и ледяные завалы рядом…
Владимир Бессер
P.S. До принятия на работу в гимназию № 168 Серафима Сапрыкина (родилась в 1988 году в Волгограде) окончила магистратуру в СПбГу по направлению «религиозная философия». По ее словам, мечтала работать в признаном иноагентом и закрытом «Мемориале». После скандала поэтесса Серафима Сапрыкина устроилась в гимназию № 70, но и оттуда вскоре уволилась.
#скандал #гимназия 168 #серафима сапрыкина