Найти тему

Спасатель истории

9 февраля – 130 лет со дня рождения архитектора-реставратора, специалиста по истории архитектуры Петра Дмитриевича Барановского.

О человеке судят по делам его. Представляя себе специалиста, посвятившего жизнь реставрации, прежде всего, рисуется образ спокойного, умиротворенного, вдумчивого, осторожного исследователя, делателя. Но свидетельства современников говорят иное: «За памятники Отечества надо стоять насмерть, ибо без прошлого нет будущего!» – это кредо П.Д. Барановский неустанно твердил своим ученикам. Его девизом были слова Н.В. Гоголя: «Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны». Нет ли в этом преувеличения? Оказывается, нисколько.

П.Д. Барановский. Фото с сайта gazeta-nagatinsky-zaton.ru
П.Д. Барановский. Фото с сайта gazeta-nagatinsky-zaton.ru

Петр Дмитриевич родом из села Шуйское Дорогобужского уезда Смоленской губернии, выпускник Московского строительно-технического училища, а позднее – искусствоведческого факультета Московского археологического института (оба учебных заведения окончил с золотой медалью!). В 1923 году, после работы в составе Кремлёвской реставрационной комиссии под руководством И.Э. Грабаря, решил полностью посвятить себя реставрации. От географии его рабочих поездок голова идёт кругом: Ярославль, Новгород, Тверь, Псков, Сольвычегодск, Киев, Болдино, Вязьма, Старица, Тула, Кириллов, Ашхабад, Полесье, Волынь, Кавказ, Костромская и Калужская области, Чернигов, Феодосия, Баку, Иркутск, десять экспедиций по русскому Северу… и этот список можно продолжать и продолжать.

И все же, причем здесь битва? Дело в том, что многие памятники, которыми мы сегодня можем любоваться и гордиться, обязаны восстановлением первозданного облика (а порой и спасением) Петру Дмитриевичу Барановскому. Прежде всего, стоит назвать церковь Вознесения в Коломенском, музей деревянной скульптуры в Болдинском монастыре на Смоленщине (уничтожен в годы Великой Отечественной войны), храм Параскевы Пятницы в Чернигове, Крутицкий дворец и храм Василия Блаженного в Москве. Уникальные образцы деревянного зодчества собраны им в процессе создания первого в нашей стране архитектурного музея под открытым небом в Коломенском. В тех случаях, когда храм не удавалось отстоять, Петр Дмитриевич делал обмеры, спасал фрагменты убранства, иконы – работал без оглядки на высокое начальство, не жалея ни сил, ни здоровья, порой и с риском для жизни.

Есть в списке работ П.Д. Барановского и объекты Владимирской области: в 1924 году приостановил снос собора Рождественского монастыря во Владимире (храм все же снесли в 1930 году), предотвратил перекладку древней ограды того же монастыря, освидетельствовал фрески Успенского собора, в 1941 году консультировал А.В. Столетова в процессе реставрации Дмитриевского собора, восстановил первоначальный облик Успенского собора Княгинина монастыря, в 1944-м обследовал Покровский монастырь в Суздале, занимался реставрацией Георгиевского собора и Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском, разработал план реставрации памятников Гороховца и Флорищевой пустыни, трудился архитектором в музее «Александрова слобода».

Следует упомянуть вклад П.Д. Барановского в создание Музея древнерусского искусства имени А. Рублева и в организацию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так что слова «подвижник» и «спасатель» применимы к этому представителю «мирной» профессии без всяких оговорок.

С. Харитонов