Любые случайности не случайны. В самом конце 2021 года мне удалось в этом убедиться. 7 декабря произошло событие, которое стало особенно значимым для меня и всех, кто каждый день вносит свой вклад в создание эксклюзивных ламповых ретро-часов. В Западном крыле Новой Третьяковской галереи открылась выставка «История современного дизайна. Избранное. 1917-2022». Это первая выставка, полностью посвящённая отечественному дизайну. Одним из её экспонатов стали часы «Сатурн-5», которые мы с командой придумали и сделали в мастерской Past Indicator. Причём, попали в часть «Избранное», отчего ещё отраднее.
10 лет — знаковая дата
Так уж совпало, что выставка стала результатом десятилетней исследовательской работы, которая направлена на изучение русского дизайна за целое столетие. И как раз совсем скоро десять лет исполнится моему детищу — мастерской ламповых часов. Она стала местом, в котором умело сочетают лучшее из прошлого и современности. Здесь рождаются часы, за которыми выстраиваются очереди в более чем 50 странах мира. Думаю, так получилось, благодаря тому, что нам удалось донести до людей ценность ручной работы, надёжности, доказанной временем, и концептуальной идеи.
Для меня как основателя мастерской, настоящая гордость, что в моей команде трудится один из лучших современных российских дизайнеров — Ярослав Мисонжников. На его творчество обратили внимание и сотрудники ведущих учреждений культуры Москвы, предложив выставить какую-то из работ в качестве экспоната на престижной выставке. Ярослав из множества уникальных в своём роде изделий выбрал часы «Сатурн-5».
Без преувеличения скажу, что это стало великолепным подарком к Новому году и новым витком в развитии.
Выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Раньше не было столь масштабных экспозиций, которые раскрывали бы сущность отечественного дизайна. Помимо этого, организаторы собрали большое количество предметов, которые никогда не выставляли в музеях, они долгие десятилетия хранились в личных коллекциях и архивах. А какие-то задумки вовсе так и остались на стадии проектов, но благодаря фото- и видеохронике, созданы многочисленные макеты, наброски и чертежи, которые позволяют оценить идею.
Рассматривая по очереди экспонаты и анализируя время, когда они создавались, вырисовывается целостная картинка того, как дизайнеры стремились создать для человека красивую, эргономичную, безопасную предметную среду. Но порой их мечты разбивались о невозможность воплощения. Так, почти все проекты конструкторов 20-30-хх годов XX столетия заморозились на стадии эксперимента. Заметно, как в 60-е годы создавались концепции, которые не планировали сразу превращать в продукт, но они демонстрировали возможные пути решения проблем в обозримом будущем.
Сейчас, помимо моего детища с часами, я всерьёз и совсем неспроста увлёкся автомобильной тематикой. Поэтому обратил внимание на 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка», спроектированного В.А. Арямовым — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».
В экспозиции представлены 4 раздела.
- Авангард.
- Ар-деко и сталинский ампир.
- Послевоенный дизайн.
- Современный дизайн.
Ламповые часы «Сатурн-5» в корпусе из чёрного мрамора стали одним из экспонатов
На разработку дизайна ушло около трёх месяцев. Потом мы долго искали высококвалифицированного мастера-резчика по мрамору Александра Бахарева, ведь вырезать цельный корпус необходимой нам конфигурации могут всего 10 человек в России. Всё потому, что при полировке уходит часть материала, вплоть до одного миллиметра, а это много. В итоге неровные линии могут не сойтись так, как изначально планировали. Надо заранее рассчитать, сколько материала допустимо срезать, и оставить задел для этапа полировки. Это примерно 50 часов кропотливого ручного труда. Как признаётся Александр, с одной стороны, сложный процесс, с другой, позволяющий ощутить себя настоящим творцом, создать неповторимую текстуру.
Так или иначе, в советское время долгие месяцы ожидания от появления идеи до её реализации не устроили бы партийное руководство, и проект существовал бы исключительно на бумаге. Но мы рады, что часы «Сатурн-5» вышли в свет и стали одной из колоритных моделей в линейках часов Past Indicator.
В этом видео я рассказываю, как они появились. Как возникла идея, как мы нашли мраморщика с золотыми руками и высококлассного предметного дизайнера из Санкт-Петербурга, и что в итоге получилось.
Мне как основателю единственной в своём роде мастерской приятно, что этот материал для вас интересен. Если вы хотите, чтобы в вашем доме появилась вещь с историей, а свечение ретро-ламп, которые не выпускают уже более 30 лет, создавало неповторимый уют в помещении, посмотрите, какие варианты классических часов есть в ассортименте.
Линейка «востоков». С неё началась история мастерской.
В создании часов «Восток-1» принимал участие мой дедушка, он делился своими рекомендациями и накопленным опытом. В прошлом году мы решили их модернизировать. Раньше мы не комбинировали материалы корпуса. Но заметили, что сочетание дерева и мрамора, дерева и латуни смотрится презентабельно и благородно. Мы долго трудились, чтобы добиться такого результата, который вы видите на фото.
А это модели «Восток-3» и «Восток-4» в деревянных корпусах.
Чтобы посмотреть весь каталог, в котором представлены, в том числе, авангардные модели, и оформить заказ, перейдите на сайт. Приятного путешествия по маленькому миру эксклюзивных ретро-часов!