Найти в Дзене
Я люблю дождь ☔

Удивительные воспоминания Морриса Хелприна о работе с Сергеем Эйзенштейном в Мексике

Моррис Хелприн работал журналистом, затем подался в киноиндустрию и в итоге стал президентом "London Films".

В 30-х годах Моррис отправился в Мексику с Сергеем Эйзенштейном, которого американский писатель Эптон Синклер спонсировал на создание фильма "Да здравствует Мексика!".

Воспоминания Морриса Хелприна:

"Это был самый первый фильм, снятый в Западном полушарии, в Мексике, осознанный и зрелый. Такой огромный шаг от идиотизма Голливуда, вскормленного кукурузой. Живописная риторика такой жизненной силы, что гремит и ревет. И все же в нем есть все аспекты популярного кино.

-2

Тот день в Лос-Ремедиосе, когда мы гуляли по холмам в поисках подходящего для съёмок места, послужил свидетельством гениальности Эйзенштейна, его дотошности в стремлении, чтобы натурная съёмка была идеальной по качеству. Вся Мексика вокруг нас была настолько “красива, что можно было упасть в обморок”. Вершина горы и древний акведук, упирающийся на высоте семи тысяч футов в неподвижный полог лебедино-белых облаков. Можно было установить камеру практически в любом месте и снимать.

-3

Но русский, за которым поспешно следовал оператор Эдуард Тисс, Арагон, молодой мексиканский интеллектуал, работающий гидом, переводчиком и посредником, мальчик-оператор, и я, сопровождаемый пятью пеонами, которые являлись актерами дня по песо каждый, возглавили бешеную погоню в поисках идеального места для съёмок.

-4

Эйзенштейна знакомил со страной его нежный мексиканский друг, студент-киноактер Агустин Арагон Лейва, чьи предки пустили там корни четыреста лет назад, и чья любовь к стране была так же сильна, как и любовь Эйзенштейна к кино.

-5

Благодаря молодому мексиканцу и друзьям русского кинорежиссера Мексика была брошена практически на колени Эйзенштейну. Вряд ли в стране найдется что-нибудь, что не было бы в его распоряжении.

Похоронная церемония индейцев майя
Похоронная церемония индейцев майя

Трудясь на солнце с раннего утра до полудня, что характерно для Мексики с ее обжигающей жарой, мы вытащили из церкви статую Христа, он лежал на земле, трогательный и ничего не подозревающий об Эйзенштейне. Его взгляд устремился в голубую чашу, которая являлась небом, в то время как машина запечатлевала его неподвижность на вращающийся целлулоид.

-7

Прекрасный Христос, самая большая статуя которого была найдена. Привезенный из Испании, с красиво выкрашенными боками и прорезями, тщательно вырезанными в худой груди, в которые вставляются пятаки. Борода: живописная, стилизованная под греческую с декоративными петлями. Всё это, присыпанное пылью десятилетий, просочившейся сквозь щели стеклянной обшивки, лежало на пурпурном шелке в открытом внутреннем дворе, в то время как почти всё население Лос-Ремедиоса собралось здесь в соответствующем благоговении.

И падре, побуждающий членов своей паствы при приближении кинокамеры проливать жемчужные слезы на статую. Две маленькие девочки, которые продавали свечи и которых тоже завербовали для этой сцены, сбежали в последнюю минуту, появившись позже на крыше, ошеломленные и все еще робеющие перед этим механическим монстром Франкенштейном.

“Может быть, – произнес падре, – вы смогли бы сделать несколько фотографий для членов моего прихода?”

-8

И Эйзенштейн мгновенно соглашается.

-9

Никакой еды во время дневной работы, кроме бутылки теплого пива, которую тут же быстренько выплюнули на сонных мух.

Никакого отдыха, пока Эйзенштейн видит свет в небесах. После одиннадцати месяцев работы он так же активен, как и в первые дни. Какое значение имеет усталость, когда это будет первый фильм, снятый на американском континенте, для своей страны? Каковы опасности джунглей, гор или моря, если вы исследуете человеческую природу?

-10

Как могут такие люди, как Карлтон Билз, Стюарт Чейз и им подобные, жить и путешествовать по стране месяцами, годами, не чувствуя того, что этот русский постиг за столь короткое время? Как могут писатели, прожившие десятилетия в Мексике, публиковать заученные и скучные работы о стране, даже не вникнув в суть мексиканского бытия?"