В прошлом году в Московский городской центр реабилитации обратилось около 1,7 тысячи родителей и опекунов, воспитывающих детей с инвалидностью. Дети прошли курсы реабилитации, а взрослым специалисты объяснили, как продолжать занятия дома, и оказали психологическую поддержку.
У Елены Даниловой двое детей. Насте — 21 год, Вике — 11. У старшей дочери ментальные нарушения. Когда в семье появился еще один ребенок с инвалидностью, у мамы «небо опустилось, и дышать стало невозможно». У младшей дочери Елены Вики — ДЦП. В три года девочка не разговаривала, не могла взять в руку предметы и не различала цвета. Тогда Елена впервые обратилась в Московский городской центр реабилитации (МГЦР).
«К нам домой пришли специалисты и спросили, какие сложности у детей, чего мы хотим. У меня было ощущение, как будто меня за руку взяли и повели. Вика постепенно научилась говорить, различать формы и цвета, застегивать липучки на обуви. Для ребенка с ДЦП это большое достижение, и это целиком заслуга реабилитации», — рассказывает Елена Данилова.
Успех возможен, только если родители и реабилитологи работают сообща. Чтобы полноценно разобраться в ситуации и помочь семье справиться с трудностями, необходимо, чтобы вовремя подключились психологи, дефектологи и другие профильные специалисты.
Когда у ребенка обнаруживаются особенности здоровья, родители переживают стресс, с которым не всегда могут справиться самостоятельно. Рассчитывая на свои силы, Елена стеснялась обратиться к психологу. И только спустя какое-то время поняла, что напрасно. Специалист помог женщине справиться с отчаянием и научил действовать в новой реальности.
С Еленой работала Анастасия Максимова, психолог МГЦР: «Сначала маме необходимо выразить свою боль, выговориться, иногда просто поплакать или разозлиться. А после того, как чувства высказаны и прожиты, мы начинаем вместе рассматривать ситуацию более спокойно и конструктивно. И составляем план действий, исходя из реальной ситуации».
Как помочь себе: 6 правил для родителей
Каждый случай индивидуален, и все-таки есть общие правила, которые помогают родителям детей с особенностями здоровья принять ситуацию и научиться жить в ней.
- Не тревожьтесь о будущем, сосредоточьтесь на жизни сегодня.
- Перестаньте винить себя, замените вину на посильную ответственность.
- Примите и полюбите ребенка таким, какой он есть.
- Распределите ресурсы внимания и заботы между всеми членами семьи, не забывая при этом о себе.
- Создайте свой круг поддержки — например, среди родителей, которые также занимаются воспитанием детей с инвалидностью.
- Во всем этом может помочь специалист-психолог. Главное — всегда помнить, что достаточно обратиться за помощью, и она обязательно придет.
«Постепенно приходит результат»
Теперь Вика проходит реабилитацию в центре каждый год. Вместе с ребенком учится и мама. Специалисты показывают, как заниматься с ребенком, чтобы после курса реабилитации можно было проводить занятия дома самостоятельно.
«Не знала, с чего начать. Меня научили общаться с Викой и объяснили, как проводить развивающие занятия. Например, психологи-логопеды давали задание, а дома мы прорабатывали его. Мне дали пособия, по которым мы занимаемся между курсами. Постепенно приходит результат, и это большая радость!» — говорит Елена.
«Виктория готова включаться во взаимодействие, идти на контакт, прислушиваться к специалисту. На первых занятиях мы увидели потенциал, который можно было преобразовать в новые возможности. И родители включились в совместную работу с нами. Так что успехи Вики — это их заслуга», — отмечает Алексей Теплухин, психолог МГЦР.
Как общаться с ребенком с ограничениями здоровья: советы психолога
Важно заботиться не только о развитии ребенка, но и о его психоэмоциональном состоянии. Психологи сформулировали 5 правил, которых необходимо придерживаться, чтобы взаимодействие детей и родителей приносило всем радость.
- Не оценивайте ребенка в каких бы то ни было рамках. Он живет и созревает по индивидуальной траектории. Наша задача — помочь ему справиться с этапами взросления, а не прожить их за него.
- Ребенок ни с кем не должен соревноваться, не должен быть на кого-то похож. Он такой, какой есть, и сравнивать его допустимо только с ним самим.
- Экспериментируйте! Заинтересуйте ребенка, приобщите к совместной работе в игровой форме.
- Научитесь замечать любые, даже самые маленькие победы и достижения ребенка. Вчера он неправильно застегивал пуговицы, а сегодня у него получилось. Похвалите!
- Не впадайте в крайности. Не нужно захваливать ребенка, но и критиковать также неуместно.
Задача взрослого — психолога, педагога, родителя — дать возможность ребенку развиваться. А для этого нам необходимо прикладывать совместные усилия, чтобы выделить актуальные запросы, не бояться прислушиваться друг к другу и действовать сообща.
На заметку
Чтобы получать услуги Московского городского центра реабилитации:
- обратитесь в территориальный центр социального обслуживания (ТЦСО) по месту регистрации;
- свяжитесь с сотрудниками МГЦР по телефонам: +7 (499) 179‑95‑14 и +7 (499) 179‑87‑50;
- посетите центр очно: консультанты учреждения проинформируют о необходимых документах для постановки на учет и прохождения курса реабилитации.