Эгоизм среди учеников становится распространенным явлением. Как проявляется эгоизм? Как живется самому эгоисту? Как становятся эгоистами и как этого не допустить?
Попробуем разобраться
Вот основные поступки, которые отличают детей с чертами эгоизма
- Требуют к себе постоянного внимания. Разговаривают на уроках, на замечания не реагируют. Перебивают детей и учителя.
- Устраивают истерики, если сделано замечание или, по их мнению, внимания уделено недостаточно.
- Совершают поступки, опасные для жизни и здоровья, при этом не обращают внимания на запреты. «Хочу - и буду».
- Не понимают разницы «свое – чужое». Берут чужие вещи у других детей и учителей.
- Часто жалуются родителям
Вокруг таких детей возникают конфликты. Конфликты ребенка с одноклассниками, конфликты ребенка с учителем, конфликты учителя с родителями… При этом родители уверены в правильности воспитания. Они научили ребенка «брать от жизни все».
Многие злятся на таких детей, а их жалеть надо. Смотришь на такого «истерящего» человечка и думаешь: «А когда ты последний раз радовался? Когда ты последний раз смеялся, заигравшись с друзьями? Когда ты был счастлив?»
Какие проблемы могут возникнуть у эгоистов
Эгоист не может и не хочет выполнять правила. Например, ребенок в электричке кладет ноги в грязной обуви на противоположное сидение, родители, под давлением возмущенных пассажиров, применят к нему насилие. Иногда неадекватное. Таким образом, вседозволенность при воспитании приводит к наиболее жесткому насилию.
В дальнейшем у эгоиста могут возникнуть и другие проблемы:
- Эгоист, приученный к тому, что его желания всегда выполняются, обладает завышенными потребностями. В жизни далеко не все потребности удовлетворяются.
- Занятый только собой, эгоист не умеет договариваться, идти на компромиссы, налаживать взаимоотношения.
- Эгоист не понимает, что другие люди могут идти навстречу бескорыстно. Помощь и компромисс воспринимает как слабость и старается использовать таких людей "по полной схеме". В результате он совсем лишается помощи.
- Небольшие выгоды, которые обычно получает эгоист в мелочах, приводят к тому, что в серьезных ситуациях, как правило, отказывают.
- Не получая от людей то, что хочет, эгоист постоянно находится в озлобленном состоянии. Он создает кошмар вокруг себя, живет в этом кошмаре и твердо уверен, что в этом виноваты окружающие люди.
- Эгоист хочет, чтобы весь мир крутился вокруг него. Мир не хочет крутиться вокруг эгоиста.
Откуда берутся эгоисты и как помочь ребенку
Эгоизм – не темперамент. Это черта характера. Он формируется.
Русская пословица говорит: «Воспитывать ребенка нужно, пока лежит поперек лавки». Сначала берем ребенка на руки потому, что это хочется нам. Потом - потому что плачет, заканчивается тем, что пятилетний «малыш» то и дело провозглашает: «Хочу на ручки». Что делать? То, что радует обоих, не должно вызывать пресыщения. В какой-то момент нужно суметь сказать «НЕТ».
В 3 года у ребенка начинается кризис «я сам». Он начинает получать удовольствие от самостоятельности. Вот случай из жизни: «Ты не сам, ты еще саменок» – говорит папа и относит тарелку в раковину, потому что ребенок может ее разбить. Мы подавляем естественное желание делать все самому. Ребенок начинает получать удовольствие от того, что его «обслуживают». Что делать? Не пожалейте пару тарелок и пару минут своего времени. Радуйтесь вместе с ребенком его самостоятельности.
Дети отвечали на вопросы о мамах. Удивили ответы: «моя мама не любит шоколад, апельсины» и «моя мама любит убираться и готовить». Значит, прежде ребенок ел все самое вкусное, все развлечения были адресованы только ему. Маму видел только за домашними делами. Он к этому привык. Что делать? «Лучшее – детям», но и делиться нужно. Все «вкусняшки» должны делиться поровну. Уборку в квартире всегда делать вместе.
Недостаток любви. Часто ребенка задаривают всем, чем только можно, как в фильме «Игрушка», а общения с родителями нет. Ребенок привыкает заменять недостаток духовного общения материальными благами и тянет их на себя. Вы опуститесь на второй план, материальные блага поднимутся на первый. Что делать? Помните, что десять минут общения для ребенка важнее, чем дорогущая игрушка. Общайтесь.
Слепая любовь. Выполняются ВСЕ капризы ребенка. На отказ такие дети реагируют истериками. Заканчивается стандартным: «Хочу луну с неба». Что делать? Мягко, спокойно и непоколебимо устанавливайте для ребенка границы дозволенного.
Все причины развития эгоизма объединяет один признак, его можно назвать «отложенная жестокость». Не запрещаем ребенку ничего сегодня, не думая о том, что завтра он будет выполнять правила в школе. Делаем за ребенка уроки сегодня, не думая о том, что завтра контрольная... Мы любим ребенка здесь и сейчас, не заботясь о его завтра. Что делать? Готовьте ребенка к самостоятельной жизни. Помните: свою жизнь он должен прожить сам.
Что делать, если у ребенка уже сформировался эгоизм:
- Помнить, что эгоизм – это «излечимо».
- Показывать на примерах, что сотрудничество с другими людьми, умение идти на компромисс, более выгодны, чем прямое требование привилегий себе.
- При проявлении крайнего эгоизма задавать ребенку вопросы «Чего ты хотел достигнуть»? «Как ты этого достигал?», «Чего достиг?», «Какие проблемы возникли?»
- Вводить правила поведения, в которых ребенок учитывает интересы других людей постепенно, начиная с самых простых. Не отказываться от своих требований. Постепенно расширять круг правил.
- Показывать, что помогать другим – это радость. Случай помог сплотиться семье и забыть об эгоизме. Птенец ласточки выпал из гнезда. Аккуратно подложили птенца на место. Ласточка приняла птенчика. Дети ликовали. Почему мы думаем, что высшее счастье ребенка «нахватать» себе игрушек в детскую по пояс и сидеть среди этой кучи, уткнувшись в смартфон? Ловите подобные случаи проявления лучших качеств ребенка и используйте их.
- Учить детей жить в этом мире, делать его лучше, радоваться каждому дню, дружить и любить.
ЭГОИЗМ (новолат., с греч. окончан. от лат.ego - я). Себялюбие, недостаток человека, который приписывает всё себе и заботится только о себе, не думая о других, противоположность самоотвержению. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – Чудинов А.Н., 1910)