В последнее время в западных статьях о России принято следовать определенной тенденции, пишет автор The Nation. Либеральные СМИ, не имея никакого представления об истории, выдают домыслы за факты, искажают действительность и порой откровенно лгут, очерняя Москву. Автор предлагает небольшую подборку статей, которая доказывает это.
Украина делит с Россией общую границу точно так же, как Мексика и Канада с Соединенными Штатами. Сами мы аж с 1823 года говорим о праве защищать наше полушарие в соответствии с доктриной Монро. Теперь Россия осуществляет аналогичную политику в отношении милитаризованной Украины. Аналогия близка; причины оборонительной позиции очевидны. Но госсекретарь Энтони Блинкен заявляет, что США больше не верят в существование сфер влияния.
Точнее, сфера влияния существует только одна: постоянно расширяющаяся территория законных западных демократий, одобренных НАТО. Это мировоззрение (непосредственное, но малоизученное следствие падения советского коммунизма в 1991 году) красной линией прошло сквозь годы правления Билла Клинтона, Джорджа Буша-мл., Барака Обамы и (несмотря на всю шумиху) Дональда Трампа. Было, правда, два момента, которые могли бы послужить предупреждением. В 2008 году Москва дала решительный и сокрушительный ответ на нападение Грузии на российские войска в Южной Осетии, а в 2014 году отреагировала на поддержанный США государственный переворот на Украине аннексией Крыма. Владимир Путин заявил, что в ходе следующего визита в Севастополь не хочет лицезреть в Черном море моряков НАТО.
США, долгое время являвшиеся однопартийным государством в сфере внешней политики, оперируют иными датами. Для нас точкой отсчета является 2014 год, а для России – 1999, когда НАТО приняла в свои ряды первую группу бывших стран Восточного блока: Польшу, Венгрию и Чехию. В 2004 году к ним присоединились Болгария, Румыния, Латвия, Эстония, Литва, Словакия и Словения. Для США с союзниками-иждивенцами это стало естественным повторением «Явного предначертания» – доброжелательным, смелым и невинным, как и в первый раз. Один взгляд на карту скажет вам, какой должна быть реакция России.
Демократы, республиканцы и либеральные негосударственные СМИ пришли к предсказуемой гармонии по Украине, координируя все театральные эффекты и не имея представления об истории, как было и в случае с Ираком. Тем временем Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и его заместитель, ведущий переговорщик Сергей Рябков снова и снова разъясняют главное требование о нерасширении НАТО на восток, требуя, в частности, обещания, что Украина не станет членом альянса. Тем не менее фраза «расширение НАТО на восток» лишь изредка упоминается в статьях ключевых СМИ и никогда не объясняется. Среднестатистический читатель The New York Times примет данное выражение за русский фразеологизм неизвестного происхождения.
В последнее время в статьях и репортажах о России преобладает определенная тенденция. Ниже вы можете ознакомиться с краткой подборкой. (Противоположная точка зрения высказывается в доступной на YouTube лекции Джона Миршаймера (John Mearsheimer) от 2015 года: "Почему в ситуации на Украине виноват Запад?" Он разъясняет, что первопричиной кризиса было решение укреплять Украину в качестве западного оплота на границе с Россией. А началось всё с расширения Евросоюза и НАТО, набрало обороты в ходе Оранжевой революции, профинансированной США, и, наконец, разгорелось благодаря перевороту 2014 года на Украине, который также поддержали США.)
Печатное издание Times, 16 января, Антон Трояновский (Anton Troianovski) и Дэвид Сангер (David E. Sanger): «Путин может причинить хлопоты не только Украине, но и Западу». Авторы говорят о «кризисе безопасности, который Россия спровоцировала, окружив Украину с трех сторон». Обратите внимание: Россия «окружила» Украину, а не НАТО приперло Россию к стенке. Трояновский с Сангером добавляют, что «по данным Белого дома», Россия «засылает диверсантов, чтобы создать предлог для вторжения». Тот же самый Белый дом 29 августа отдал приказ об атаке беспилотника в Кабуле, в результате которого погибли десять мирных жителей. (Надо сказать, что об этом событии издание писало столь же откровенно и прозорливо, сколь пристрастно оно освещает вопросы, связанные с Россией, НАТО и Украиной, искажая при этом реальность.)
Трояновский и Сангер продолжают: «Были намеки, что ядерное оружие могут перебросить в места – возможно, недалеко от побережья Соединенных Штатов, – где время предупреждения с момента запуска ракет сократится до пяти минут». От кого намеки? Но как уверенно и правдоподобно написано! Однако данная фраза есть не более чем откровенно провокационный домысел, выдаваемый за факт.
Далее они пишут, что кризис был «вызван обнародованными Кремлем требованиями, которые … фактически восстановят сферу влияния, близкую к границам советской эпохи». Здесь авторы откровенно лгут. Советская сфера охватывала Венгрию, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Румынию, Латвию, Эстонию и Литву (все они в настоящее время являются членами НАТО). Россия ни от одной из них не требует порвать с Западом и посадить у себя марионеточное правительство советского образца. Каким образом эта фраза прошла фактчекинг?
Четвертое января, Трояновский и Сангер: «Россия предупреждает, что может прекратить переговоры по Украине». Статья вводит в заблуждение грамматическими и историческими упущениями. «Россия, – утверждают авторы, – требует, чтобы НАТО значительно сократила свое присутствие вблизи российских границ в Восточной Европе». Перед «присутствием» должно стоять прилагательное «военное». К чему это скрывать? И почему бы не упомянуть нарушенную в 1990 году клятву администрации Джорджа Буша-старшего о том, что НАТО «ни на дюйм» не продвинется на восток от границ объединенной Германии? Потому что, говоря о сдвиге самого присутствия НАТО, подразумевается возвращение российского доминирования в советском масштабе.
Девятое января, Сангер и Эрик Шмитт (Eric Schmitt): «По мере приближения переговоров США подводят черту под темой Украины». Путин «требует прекратить расширение НАТО» и, в частности, обещать не принимать Украину. Поразительно, но в том же предложении эти требования окрестили «равносильными разрушению архитектуры безопасности Европы, выстроенной после распада Советского Союза». Никогда расширение не было синонимом разрушения.
15 января, Сангер: «Москва послала диверсантов, чтобы досадить Украине, утверждают в США». Что касается «утверждают в США», то здесь без комментариев. Times, CNN и представители нашей однопартийной внешней политики выдадут еще немало подобного. Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Йемен были лишь началом. Битва на Украине станет, по их мнению, достойной обладателя единственной в мире сферы влияния.
Автор статьи – Дэвид Бромвич (David Bromwich); преподает литературу в Йельском университете. В 2019 году были опубликованы две его книги: "Распад Америки. Годы Трампа и как они постигли нас" (Лондон, Verso Books) и "Как слова заставляют вещи происходить" (Оксфорд).