«Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью» – слова американского миллиардера и разработчика программного обеспечения Джеймса Гуднайта как нельзя лучше иллюстрируют важность дизайн-мышления для бизнеса. Какую реальную пользу оно может принести вам, рассказываем в сегодняшней статье!
В далеком 1959 г. Джон Арнольд придумал такое понятие как design thinking (дизайн-мышление), которое прочно вошло в бизнес-сленг и стало одним из базовых понятий, характеризующих современного делового человека. И это действительно так – каждый из знаменитых в 21 веке бизнесменов и миллиардеров обладает немалой долей креативности и ярко выраженным дизайн-мышлением.
Творческий процесс генерации и реализации своей уникальной идеи принес Илану Маску, Биллу Гейтсу или Марку Цукербергу миллиарды долларов. Дизайн-мышление работает так, чтобы выйти за пределы стереотипов, мыслить нетривиально (think outside the box) и сотворить нечто по-настоящему ценное и необычное.
Что необходимо человеку для того, чтобы разработать в себе умение мыслить творчески:
1. Нестандартный образ мысли. Новые, необычные идеи, инновационные для своего времени продукты – все это обеспечивает успех в бизнесе.
2. Эмпатия, заинтересованность в других людях, потенциальных клиентах и потребителях – необходимо понимать чувства другого человека, уметь ощутить себя в «чужой шкуре».
3. Умение справляться с неудачами и проблемами, а также извлекать из них полезные уроки и ценный опыт.
4. Минимализм – отметаем все второстепенное и незначительное, а приоритеты расставляем на вещи по-настоящему важные.
5. Ориентиром служит пользовательский опыт, поэтому нужно больше и чаще осваивать новое, пробовать то, что никогда не пробовали.
6. Способность превращать технические характеристики и параметры продукта в его сильные стороны.
7. Создание прототипов своих идей и умение их изображать наглядно.
Дизайн-мышление, как метод создания товаров и услуг, призван решить проблемы клиентов, закрыть их нужды и потребности. «Клиенто-акцентуация» – главная отличительная особенность, ведь попасть точно в потребности клиента – значит обеспечить себе успех. Поэтому человек, его потребности и нужды, всегда находится в сердце дизайн-мышления.
Как можно настроить свой мозг на дизайн-мышление
Дизайн-мышление – процесс поэтапный, даже несмотря на всю свою творческую направленность. Целеустремленно, поступательно и планомерно вы прорабатываете каждый пункт, чтобы «выдать» финальный результат – воплощенную в жизнь оригинальную идею, делающую работу, быт и деятельность потребителей комфортнее и легче. А чтобы это получалось проще и быстрее, вот список полезных советов:
1. Определение проблемы с учетом эмпатии – с этого все и начинается. Проблема может носить социальный, экономический, экологический (любой) характер. Это ситуация, где ясно, что необходимо, но неясно, как это получить. Эмпатия позволяет узнать ценности и поведение клиента, его глубинные мотивы, чтобы понять, какая услуга или продукт принесет ему удовольствие. Уже на этом этапе уясняешь, сработает в конкретном случае дизайн-мышление или нет. Если на вопрос «Как мы можем помочь клиенту решить проблему, учитывая те или иные сложности и затруднения» ответ есть, тогда смело начинайте мозговой дизайн-штурм. Этап эмпатии предполагает полное погружение в среду клиента, изучение его деятельности, вкусов, интересов и общей атмосферы.
2. Исследование проблемы. Различными способами, включая бенчмаркинг (сравнение с лучшими в отрасли, опыт других компаний), ее анализ и синтез.
3. Генерация идеи – собственно, сам творческий процесс, индивидуальный или коллективный. Нужно создать как можно больше разнообразных идей, которые можно будет взять в разработку. Тренируйте креативность, воображение и мыслительные способности, благо даже в интернете можно найти полезные упражнения, задачи, головоломки и игры. Читайте книги Майкла Микалко, Тима Брауна, Донни Эбенштейна, отцов-основателей дизайн-мышления Герберта Саймона и Уильяма Ханнона.
4. Моделирование идеи, создание прототипа (где уместен также custumer development – тестирование идеи или прототипа будущего продукта на востребованность). Создавать прототип можно в 3Д печати, на бумаге (нарисовать), в пластилине, даже из лего для экономии. Во время тестирования клиент уже дает обратную связь – что нужно исправить, где доработать, изменить, понятен ли прототип для взаимодействия.
5. Выбор оптимального варианта решения и сторителлинг, когда идею нужно «упаковать» в красивую историю, которая бы вызывала эмоциональный отклик и вовлекала потребителей.
6. Внедрение решения и преодоление сопротивления – завершающий этап. Тут главное, ведь при реализации идеи могут возникнуть определенные проблемы.
Как работает дизайн-мышление
Дизайн-мышление – единственный верный способ посмотреть на проблему под другим углом. Оно помогает переосмыслить ее и найти неочевидные альтернативные решения. Возможно, то, что представлялось неразрешимым, и не проблема вовсе, а трудность лежит вообще в ином поле. К примеру, компания хочет заказать корпоративный сайт, но после изучения потребностей своих клиентов, становится понятным, что страницы в соцсетях или лендинг станут гораздо более эффективным инструментом.
Дизайн-мышление ориентировано на человека, клиента, но не напрямую на интересы компании. Они-то точно будут учтены, если удовлетворить потребностям потенциального покупателя и найти решение какой-то его боли. На это потребитель готов отвечать своим кошельком. Поэтому, если ставить интересы покупателя или клиента в приоритете, то выиграют в итоге все.
Так, к примеру, и поступила крупнейшая корейская нефтяная компания S-Oil. Оказывается, автомобилисты Сеула «наматывают» по 150 лишних км в месяц только в поисках подходящей парковки. В компании придумали оформлять парковочные места яркими желтыми шарами с надписью «Свободно», которые взлетали вверх, когда автомобиль отъезжал. Так другие автомобилисты видели свободные места и не катались зря по парковке. Что это дало компании? Такое нелогичное, казалось бы, решение (зачем S-Oil экономить топливо клиентов) улучшило имидж компании и подняло продажи. В этом и состоит отличие дизайн-мышления от логического – оно оперирует категориями клиентской пользы.
С чего начинается дизайн-мышление
С эмпатии! Это его основа и база, без которой прочие инструменты методики бесполезны. Для начала нужно научиться понимать окружающих, включить в себе «кнопку» эмпатии, общаться конструктивно – тогда и дизайн-мышление заработает! А оно последние годы находит все больший отклик, например, в HR (для отработки нового алгоритма приема на работу, проведения собеседования и т. д.). Это позволяет видоизменять сервисы компании для внутренних клиентов – то есть своих сотрудников и, в итоге, повышать производительность.
Какие принципы помогают в дизайн-мышлении:
1. Наблюдение, исследование реального опыта пользователя и выявление его неочевидных потребностей и сложностей. То есть спросить и заполнить анкету недостаточно, нужно исследовать потребительское поведение, наблюдать за ним, анализировать.
2. Разработка разнообразных креативных идей и тестирование их на потребителях. Поэтому и эксперты, и разработчики должны быть «по составу» разнообразны, со своим отличающимся опытом, «раскаченным» креативом. Дизайн-мышление обязательно предполагает определенный этап на тестирование концептов, причем не одного. Ведь решение может быть изменено после тестирования прототипа на клиентах.
3. Работа руками. Это как раз и есть создание нескольких прототипов и их проверка на пользователях. С этим часто возникают сложности – нужно наработать умение экспериментировать с визуальной и материальной идеей.
Не бойтесь менять угол зрения, не ограничивайте себя шаблонами, творите и созидайте для пользы клиента. И включайте дизайн-мышление – самый подходящий и эффективный инструмент, открывающий двери в мир грандиозных идей и раздвигающий горизонты для создания успешного бизнеса.
Подписывайтесь на наш канал, если статья понравилась, а в комментариях высказывайте, пожалуйста, свое мнение. Как думаете, дизайн-мышление – это круто или в приоритете старая добрая логика?