Для диверсификации портфеля акций желательно, чтобы в нем присутствовали компании из различных отраслей. Но как выбрать наиболее привлекательную для инвестиций акцию в определенной отрасли на основе фундаментальных показателей из финансовой отчетности?
Чтобы сравнить компаний между собой, используют #мультипликаторы, которые представляют собой соотношения финансовых показателей. Коэффициенты являются сопоставимыми величинами, поэтому их можно сравнивать. Желательно выбирать для сравнения схожие компании из одной отрасли.
Проблема в том, что не существует какого-либо точного мультипликатора или показателя, по которому можно точно сравнивать компании и сразу определять в какую компанию стоит инвестировать, а в какую нет. У каждого мультипликатора есть как свои плюсы, так и минусы.
Большинство мультипликаторов представлены в карточках компаний на сайте conomy.ru в разделе «Инвестиции - Эмитенты».
Чтобы лучше разобраться, что они показывают, желательно научиться самостоятельно их рассчитывать, что на самом деле не сложно, особенно с использованием Excel или Google Sheets.
Для расчетов понадобятся данные, которые можно сразу взять из отчетности компании (Что из себя представляет отчетность компании):
- BV (Book Value) — капитал или балансовая стоимость компании;
- E (Earnings) — чистая прибыль;
- S (Sales) — выручка.
Некоторые показатели придется посчитать на основе данных из финансовой отчетности компании и данных с биржи:
- P — капитализация компании или рыночная стоимость всех акций компании на бирже (цена акции * количество акций);
- Чистый долг (Net debt) — долговые обязательства (краткосрочные кредиты и займы + долгосрочные кредиты и займы) за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также краткосрочных финансовых активов;
- EV (Enterprise Value) — стоимость компании с учетом долга (P + Net debt);
- EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — прибыль до расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Большинство компаний представляют данный показатель в презентациях и пресс-релизах к финансовой отчетности. Если его нет, то можно рассчитать самостоятельно прибавив к Операционной прибыли Амортизацию.
Для расчета капитализации компании в Google Sheets можно вывести рыночную цену и количество акций с помощью формул: =GOOGLEFINANCE("MCX:IRAO","PRICE") и =GOOGLEFINANCE("MCX:IRAO","SHARES"), где IRAO - тикер компании, например, «Интер РАО».
Обратите внимание, что для расчета мультипликаторов используются данные за год. Можно брать данные из годовой отчетности или суммировать значения из промежуточных отчетностей за последние 4 квартала или 2 полугодия.
Для примера рассмотрим основные компании в отрасли электроэнергетики. Будем использовать данные баланса из последней финансовой отчетности на 30.09.2021 г., а данные о финансовых результатах за последние 4 квартала (4 кв. 2020 г., + 1, 2 и 3 кв. 2021 г.).
Промежуточная таблица для последующего расчета будет иметь следующий вид:
Теперь рассмотрим что из себя представляют основные мультипликаторы, как они считаются и как их можно интерпретировать для сравнения компаний.
Основные мультипликаторы
P/BV (P/B) = капитализация / балансовая стоимость
Данный мультипликатор представляет собой отношение рыночной стоимости компании (P) к ее балансовой стоимости (BV). Он показывает, как рынок оценивает 1 рубль собственного капитала компании.
Если данный мультипликатор меньше 1, то компания торгуется ниже своей балансовой стоимости. Но если показатель отрицательный, то компания существует за счет кредиторов, и ее обязательства превышают активы.
Минусом данного мультипликатора является то, что его не рекомендуется использовать для высокотехнологичных компаний, т.к. непросто определить реальную стоимость различных нематериальных активов, человеческого капитала, технологий, патентов и пр.
P/E = капитализация / чистая прибыль
Это один из самых известных мультипликаторов, в котором капитализация компании соотносится с чистой прибылью. Можно использовать и другой способ расчета: для этого нужно разделить цену одной акции на прибыль на одну акцию (EPS), которую можно найти в отчете о совокупном доходе.
Полученный коэффициент показывает во сколько чистых прибылей оценивается компания.
Недостатком данного показателя является то, что чистая прибыль довольно изменчива. Если компания получился убыток, то теряется смысл в его применении.
Более подробно с данным коэффициентом можно ознакомиться в статье Мультипликатор P/E.
P/S = капитализация / выручка
Данный мультипликатор аналогичен предыдущему, но вместо чистой прибыли используется более стабильный показатель в виде выручки компании. С одной стороны это плюс, но с другой — не учитывается эффективность работы компании.
EV/EBITDA
Мультипликатор аналогичен рассмотренному ранее показателю P/E, только вместо простой капитализации компании используется капитализация с учетом долга EV (P + Net debt). А вместо чистой прибыли используется #EBITDA
Более подробно с данным коэффициентом можно ознакомиться в статье Мультипликатор EV/EBITDA: расчет и применение.
Net debt/EBITDA
Этот показатель используется для оценки долговой нагрузки компании. Он показывает через сколько лет компания сможет погасить все свои долговые обязательства, если будет тратить всю заработанную EBITDA на выплаты кредиторам.
В некоторых компаниях данный показатель учитывается при принятии решений о сумме выплат дивидендов.
Более подробно с данным коэффициентом можно ознакомиться в статье Мультипликатор Долг/EBITDA.
Все рассмотренные выше мультипликаторы имеют общую особенность: чем меньше полученное значение, тем лучше. При сравнении компаний более предпочтительной будет компания с более низкими коэффициентами, т.к. предполагается, что она будет иметь больший потенциал для роста.
ROE
Данный показатель отражает эффективность использования капитала для получения прибыли. Он представляет собой соотношение чистой прибыли (E) к собственному капиталу (BV) и обычно выражается в %. Он показывает процентную ставку, под которую работают средства акционеров. Соответственно, чем больше, тем лучше. Совместно с показателем P/BV он позволяет определить справедливость оценки компании рынком относительно своей балансовой стоимости.
После расчета всех мультипликаторов получается следующая таблица:
Итоги
Существует множество различных мультипликаторов, характеризующих деятельность компаний, которые могут оказать помощь при выборе компании для инвестиций в сравнении с конкурентами в одной отрасли. Имеет смысл использовать не один какой-то конкретный показатель, а несколько.
Нужно отметить, что финансовые компании, в частности банки, будут сравниваться по другим мультипликаторам, т.к., например, из-за специфики ведения бизнеса по сути не получится посчитать EBITDA. Поэтому для оценки компаний из финансового сектора используются свои мультипликаторы. Примеры мультипликаторов, используемых для банков представлены в карточке Сбербанка и подробно рассмотрены в статье Финансовые мультипликаторы, применяемые для оценки банков.
В следующей статье рассмотрим как определить потенциал роста к фундаментальной стоимости компании на основе балансовой стоимости, а также на основе проведенного сравнительного анализа.
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии. На все вопросы постараемся ответить.
#биржа
#инвестиции
#акции