Не многие люди, даже разбирающиеся в истории, понимают, какой мощной и большой была империя инков. А империя инков была самой крупной в Северной и Южной Америке. Ацтеки и майя и близко не подошли к подобному.
При этом она процветала по сути всего 100 лет, с 15 по 16 века нашей эры. Но на пике своей мощности она простиралась от современного Кито (Эквадор) на севере, до Сантьяго (Чили) на юге.
Как и Римская империя, инки всюду, куда заходили, прокладывали разветвленные системы дорог. Ныне эти дороги известны как "королевская трасса" или Qhapaq nan на языке инков
Дороги инков по протяженности достигали свыше 40 тысяч километров (по другим подсчетам не более 30 тысяч) и ими до сих пор пользуются сельские жители в таких странах как Бразилия, Перу, Боливия, Чили и Аргентина.
Существовали две основные "магистрали", пересекающие территории империи с севера на юг. Одна шла вдоль береговой лини, другая была внутренней и в том числе пересекала высокогорье Анд. В дополнение к этим дорогам были более короткие второстепенные и еще более короткие третьестепенные дороги.
При этом стоит отметить, что некоторые дороги инки не строили с нуля, а лишь укрепляли, а построены они были еще более древними цивилизациями, от которых до нас дошли лишь крохи артефактов и названия которых - Вари, Тиуанако и Чиму сейчас мало кому что-то говорят.
Однако инки были первыми, кто в этих местах начал строить дороги в сложных каменистых ландшафтах. Их выложенные камнем крепкие дороги пересекали глубокие овраги, реки. пустыни и горные перевалы.
Одна такая дорога идет через всю пустыню Атакама в Чили, а другая вдоль западного берега высокогорного озера Титикака.
В дополнение к дорогам инки через равные промежутки устанавливали на них небольшие "станции" под названием часкиваси. Крупные станции были размещены на расстоянии около 20 км друг от друга. Путешественники могли на них передохнуть, поесть и переночевать.
В основном дороги использовались для официальных нужд государства, особенно для передвижения армии. Для поддержания империи в порядке и для устранения внутренних проблем армия должна была быстро перемещаться из одной точки в другую. Также дороги служили для взымания дани с покоренных племен.
Современных людей часто удивляет, почему дороги инков такие неровные, бугристые и с кучей ступенек. Ответ очевиден - инки не знали колеса и для перемещения грузов использовали ноги носильщиков или спины лам.
Существовала также специальная служба бегунов, которые бегали по этим дорогам, передавая важные письма или ... рыбу. Да, рыбу как быстро портящийся товар в эпоху без холодильников, требовалось доставлять до потребителей в самые кратчайшие сроки. А знать инков очень любила свежую рыбу.
Обычные люди должны были платить специальный налог за возможность ходить по дорогам, а помимо этого платили другой налог за пересечение мостов. У инков было много висячих мостов, перекинутых через обрывы и овраги. Их регулярно подновляли и для этой цели лучшие ткачи изготовляли веревки для висячих мостов.
Дороги инков были построены на совесть и они и сейчас находятся в эксплуатации в глубинке. По сравнению с асфальтированными дорогами там им нет равных. В то время как асфальтированные регулярно требуют ремонта из-за наводнений в низинах и сейсмической активности в горах, старые дороги инков все еще держаться и не разрушаются.