Найти тему
Дневники Зеленого края

"Стелс" для страны кенгуру и коалы. Австралия, вслед за союзниками, выражает серьезное недовольство американскими Ф-35

С 2018 года Австралия получила более 40 многоцелевых стелс-самолётов F-35 Lightning II. Многие из них уже нуждаются в серьезных профилактических работах. Фото Air Power Australia
С 2018 года Австралия получила более 40 многоцелевых стелс-самолётов F-35 Lightning II. Многие из них уже нуждаются в серьезных профилактических работах. Фото Air Power Australia

Сейчас уже мало кто помнит, что в 2008 году Австралия едва не отказалась от контракта с фирмой "Локхид-Мартин" на сумму более 16 миллиардов долларов, на покупку многоцелевого самолёта F-35 Lightning II. Страна утконосов и кенгуру находилась в числе восьми государств, которые первыми должны были получить чудо-стелс и всячески рекламировали и сам самолёт, и своё участия на правах главного партнёра в программе Joint Strike Fighter. Но в начале осени 2008 года произошло событие, которое едва не поставило крест на судьбе австралийских стелсов. Прежде чем переводить очередной транш за истребители, на тот момент воплощенные лишь в одном лётном экземпляре, правительство тогдашнего австралийского премьер-министра Кевина Рада заказала специальную компьютерную экспертизу, где моделировались воздушные бои с лучшими на тот момент истребителями потенциального противника. В качестве таких фигурировали тяжелые российские Су-30, незадолго до этого пополнившие ряды ВВС НОАК КНР. Основные характеристики "сушки" австралийцы получили от союзников из Малайзии, также ставших обладателями двух эскадрилий популярных российских машин (Су-30МКМ). Моделирование было проведено на суперкомпьютере крупнейшей американской авиабазы Хикэм на Гавайских островах. Как писала тогда австралийская пресса, их результаты шокировали сначала министра обороны тех лет Джоела Фитцгибона, а затем и всё действующее правительство Австралии. Сушки наголову разбили "Молнии-2", не оставив тем шансов ни на ближних, ни на дальних дистанциях.

Первый стелся из австралийской партии поднялся в воздух осенью 2014 года. На доработки австралийских Молний под насущные нужды заказчика ушло ещё не менее трёх лет. Фото твиттер Локхид-Мартин
Первый стелся из австралийской партии поднялся в воздух осенью 2014 года. На доработки австралийских Молний под насущные нужды заказчика ушло ещё не менее трёх лет. Фото твиттер Локхид-Мартин

США тогда стоило значительных усилий, чтобы замять скандал, раздутый оппозиционной прессой. Производители Ф-35 убеждали, что такое моделирование необъективно, оно не учитывает множество нюансов и в бою будут играть роль совсем другие факторы. И убедили. Австралия осталась в программе, а Фитцгибон, слишком рьяно выражавший неудовольствие бессмысленной тратой такой кучи бюджетных денег, был отправлен в отставку. С тех пор прошло без малого 15 лет. Поставки Ф-35 для Австралии начались в 2018 году. Местные ВВС должны получить более 70 экземпляров машины. Через три года после начала эксплуатации самолёта, австралийские военные сделали первые выводы. И по большей части, они оказались неутешительными и совсем не комплиментарными к "лучшему самолёту боевому современности". Первым забил тревогу неправительственный и довольно популярный в стране аналитический центр Air Power Australia. Его руководитель Карло Копп заявил в 2020-м году, что лётные возможности Ф-35 не превосходят ни Ф-16, ни Ф-18. Ведущие военные издания Австралии его выводы старательно опровергли и сайт Air Power Australia был вскоре закрыт. Не знаю, приложили ли к этому руку американские спецслужбы, но учитывая то, как американцы умеют защищать коммерческие интересы, такого исключать нельзя.

Фото твиттер Королевских военно-воздушных сил Австралии. (RAAF)
Фото твиттер Королевских военно-воздушных сил Австралии. (RAAF)

Теперь выводы Коппа находят подтверждение на самом высоком уровне. Фракция влиятельной Лейбористской партии создала целый список претензий, приведенный совсем недавно популярной газетой The Australian. В целом, они сводились к тому, что "стелс" имеет ограниченную дальность полета, низкую живучесть в бою воздух-воздух и чрезвычайно высокие эксплуатационные расходы, которые составят 100 миллионов долларов США (140 миллионов австралийских долларов) за каждый истребитель. Кроме того, ресурс самолёта, заявленный производителем "Локхид-Мартин", оказался завышенным на 25% и это означает, что их придется списывать на несколько лет раньше срока, намеченного к эксплуатации. В целом, каждый Ф-35 обойдется австралийской казне более чем в 200 млн долларов. Сомнения вызывает и возможность противостоять главному геополитическому сопернику в регионе - Китаю. Скандал, возникший в середине февраля нынешнего года, только набирает обороты и грозит вылиться в ряд исковых дел, связанных с некомпетентностью и коррупцией.

Читайте по теме: Третья потеря Ф-35 за два месяца. Мрачные пророчества по поводу Молнии-2 начали сбываться?

На картинках для военных журналов австралийские летчики излучают оптимизм, но по сообщению оппозиционных газет, многие из них оказались разочарованы возможностями "стелс".
На картинках для военных журналов австралийские летчики излучают оптимизм, но по сообщению оппозиционных газет, многие из них оказались разочарованы возможностями "стелс".

Австралия, которая является одним из самых преданных союзников США, стала не первой страной, выразившей активное недовольство Ф-35. Летом прошлого года "самолётом-катастрофой" и "гибридным оружием русских" назвали Ф-35 серьезные британские издания. Политики из Дании, пересчитав эксплуатационные расходы на свои "стелсы", заявили, что в итоге они сожрут едва ли не половину военного бюджета Датского Королевства. Но, как говорится, обратной дороги нет. Западные страны вложили более триллиона долларов в создание единого ударного истребителя и теперь наверняка жалеют об этом. А вы что думаете по этому поводу?

Читайте по теме: "F-35 - тайное оружие России" , или "мы создали монстра". Союзники США по НАТО начинают о чём-то догадываться.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным