Найти тему
СПбГЭУ

Про деньги и не только

Почему кто-то живет в достатке, а кто-то сводит концы с концами? Как наша психика влияет на наше благосостояние? Что мешает выстроить грамотные отношения с деньгами? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук Ирина Воспитанник.

У каждого складываются свои от­ношения с деньгами. Какую роль в психологическом контексте играют деньги для человека?

В основе отношений с деньгами лежит мотив, потребности человека.

Если говорить о пирамиде потреб­ностей Маслоу, то деньги для нас являются средством удовлетворения базовых (физиологических) потреб­ностей, потребности в безопасности (стабильность, чувство избавление от страха и неудач). Удовлетворе­ние этих потребностей позволяет нам стремиться к удовлетворению высших потребностей – потребности в уважении (самоуважение, призна­ние, одобрение, достижение успеха), потребности в самоактуализации (ре­ализации своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Думаю, что уровень достатка (если это заработная плата) оказывает вли­яние на формирование отношения к деньгам с точки зрения мотива­ции их зарабатывания. Формирует стремление к увеличению суммы заработка. А вот накопленный до­статок сильнее влияет на отношение к тратам. Чем больше достаток, тем легче человек расстается с деньгами.

Как мышление человека влияет на его отношение к деньгам?

Если присутствует такой фактор, как критичность мышления, то от­ношение к деньгам будет осмыслен­ным, рациональным и осторожным.

Деньги при разумном к ним отноше­нии могут стать мощным стимулом к саморазвитию человека. Важно, чтобы стремление к обладанию день­гами не стало основополагающей целью жизненного пути. То есть это извечный вопрос соотношения цели и средств.

Насколько велико влияние семьи, окружения на наше отношение к финансам?

Для современного молодого че­ловека важно уметь планировать личный бюджет, разбираться в том, какие услуги предоставляют банки и финансовые институты. Ведь это все будет работать на его развитие и укрепление благополучия.

В 2020 году в нашем университете было проведено исследование на предмет представления об уровне финансовой грамотности студентов СПбГЭУ. Одним из вопросов, на кото­рый отвечали студенты, был такой: «Привлекали ли меня родители к обсуждению финансовых проблем в семье, если да, то с какого возраста?»

Ответы студентов крайне любопытны:

68 % студентов участвуют в обсуж­дении финансовых сфер жизни своей семьи, из них 52% обу­чающихся включены в обсуждение финансовых проблем семьи с 10–12 лет;

17 % опрошенных студентов лишь пассивные наблюдатели (не принимают участия в реальном решении проблем, имеют лишь общее представление об уровне дохода, кредитах / вкладах / про­центах и т. д.);

7 % опрошенных студентов прини­мают участие только в финансо­во трудных для семьи ситуациях;

4 % обучающихся отметили, что ро­дители с ними советуются при принятии финансовых реше­ний (например, стоит ли брать кредит и где лучше это сделать);

3 % студентов не участвуют ни в об­суждении финансовых вопросов с членами своей семьи, ни в приня­тии решений, так как все лежит исключительно на родителях.

Полагаю, финансовая грамотность студентов была бы значительно выше, если бы семья активно вовлекала их в текущие финансовые аспекты жизни, передавая опыт и новые практиче­ские знания. Интересен тот факт, что студенты, которые являются старши­ми детьми в семье, в большей степени осведомлены о финансовых пробле­мах в семье и включены в их решение (по ответам – 53 % студентов).

Система ценностей личности фор­мируется в семье, потому и отноше­ние к деньгам – одна из передающих­ся по наследству семейная традиция. Ответственность здесь, безусловно, во многом лежит на родителях.

Многие работающие студенты могут вспомнить момент получения пер­вой зарплаты и то, как они распоря­дились этими деньгами. Это очень красноречивый факт биографии каждого человека – можно сказать, «испытание деньгами».

Влияние семьи, конечно, значимый фактор, но не решающий. Есть еще и внешние факторы воздействия на поведение личности – такие, как ценности референтной группы и более крупной общности в целом (СМИ, интернет, государство).

Скажите, полученное образование, выбранная специальность оказыва­ют решающее влияние на благосо­стояние человека?

Стремление быть богатым и успеш­ным имеет более глубокие корни. Удачное сочетание важных предпосы­лок: способностей, воспитания, обуче­ния и развития – хороший «букет» для старта в жизни молодого человека. Нельзя недооценивать верный выбор направления в образовании и нужной специальности – важно максимально удовлетворить амбиции личности, максимально достигнуть желаемое.

Благосостояние – это важная со­ставляющая жизни человека, но я бы говорила, скорее, о приоритете профессионального и личностного благополучия. Правильно выбран­ное образование и, соответственно, специальность могут привести к материальному благополучию, но не осчастливить человека. Таких приме­ров множество. Вспомним, о чем мы говорили вначале: никто не отменя­ет важности базовых, материальных потребностей, но потребности в уважении, самоактуализации, реали­зации своих целей, своей личности – это требования более высокого, духовного порядка. Именно они в конечном счете «заведуют» психоло­гическим благополучием человека.

Почему так трудно откладывать деньги?

Это может быть связано с представ­лением самого человека о деньгах. Вернусь к результатам нашего иссле­дования по поводу того, как воспри­нимаются «деньги» студентами, и приведу следующие ответы:

70% студентов воспринимают день­ги как средство удовлетворения собственных потребностей;

15 % обучающихся считают день­ги атрибутом благополучия жизни;

11 % студентов отождествляют наличие денег с собственной независимостью и финансо­вой самостоятельностью;

2 % бакалавров воспринимают деньги как способ выжива­ния;

2 % студентов видят в деньгах лишь «бумажки», «фантики».

Исходя из этих ответов, можно предположить, что главное пред­назначение денег состоит в том, чтобы человек делал то, что ему нравится, удовлетворял все свои потребности: путешествовал, получал положительные эмоции, приобретал то, что хочется.

В доказательство приведу не­сколько красноречивых цитат из студенческих работ: «Деньги – это любимая вещь в этой жизни», «Деньги для меня – это напеча­танная свобода», «Деньги – это инструмент реализации своих желаний», «Деньги – это бумаж­ки, из-за которых некоторые люди сходят с ума».

Есть также ответы крайне рацио­нальные – они говорят о предрас­положенности студентов вос­принимать деньги как средство оплаты товаров и услуг, средство измерения и сохранения стоимо­сти. Цитаты: «Для меня деньги – это способ обмена труда на товар / услугу», «Деньги – это способ оплачивать человеческий труд», «Деньги – это способ, с помощью которого можно приобрести товары или услуги», «Деньги – это всеобщий эквивалент, с помо­щью которого можно приобрести необходимые вещи».

Итак, почему человеку трудно откладывать деньги? Думаю, это зависит от отношения чело­века к финансам. Если для него это средство к существованию (разного уровня), откладывать нет потребности. Если деньги – средство удовлетворения высших потребностей, то он склонен не копить их, а вкладывать в проек­ты, благотворительность – таким образом деньги становятся для человека средством личностной самоактуализации.

С чем, на ваш взгляд, связано стремление к покупкам в кредит вещей, которые не по карману?

Одной из причин может быть незрелость личности: стремле­ние к подражательству, отсутствие финансовой грамотности, некри­тичность мышления. Также речь может идти об удовлетворении сиюминутной потребности в приня­тии решения – без прогнозирования последствий, без ответственности по отношению к себе, с излишней ориентацией на мнение о себе ближайшего окружения. А это все симптомы повышенной тревожно­сти и проблем с психологическим здоровьем.

Как вы считаете, отношение к финансам современных молодых людей отличается от отношения к финансам поколения их родителей?

Не думаю, что есть большие отли­чия. Считаю, что это личностные особенности человека, особенности воспитания. Во все времена у раз­ных людей были самые разнообраз­ные отношения с финансами. Хотя есть и такое мнение: старшее поко­ление воспитано на убеждении, что достаток – это результат упорного труда, а современного молодого че­ловека общество приучает к мысли о легком заработке.

Вопросы финансовой грамотности очень важны и в процессе семей­ного воспитания, и в процессе обучения молодежи, да и взрослого населения тоже.

Меня радует тот факт, что многие студенты нашего университета (по данным результатов исследования) умеют рационально обращаться с деньгами – 54% студентов; правда, лишь 8% умеют откладывать сбере­жения (цитата: на «черный день»). Наших студентов отличает умение планировать бюджет, распределять финансовые ресурсы (цитата: «пер­вичные траты, вторичные траты»). Значит, наш экономический универ­ситет учит студентов экономить.

Что можете посоветовать людям, желающим наладить свои отноше­ния с деньгами?

Научиться соотносить свои же­лания со своими возможностями. А если серьезно, то можно пореко­мендовать не игнорировать помощь специалистов-психологов. Если у человека есть потребность наладить отношения с финансами, если он сам осознает, что у него имеются проблемы, то ему могут помочь специалисты: коуч-консультанты, тематические тренинги и семина­ры-практикумы, интерактивные занятия по повышению уровня финансовой грамотности.

Подготовила Мария Шипилова