Почему кто-то живет в достатке, а кто-то сводит концы с концами? Как наша психика влияет на наше благосостояние? Что мешает выстроить грамотные отношения с деньгами? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук Ирина Воспитанник.
У каждого складываются свои отношения с деньгами. Какую роль в психологическом контексте играют деньги для человека?
В основе отношений с деньгами лежит мотив, потребности человека.
Если говорить о пирамиде потребностей Маслоу, то деньги для нас являются средством удовлетворения базовых (физиологических) потребностей, потребности в безопасности (стабильность, чувство избавление от страха и неудач). Удовлетворение этих потребностей позволяет нам стремиться к удовлетворению высших потребностей – потребности в уважении (самоуважение, признание, одобрение, достижение успеха), потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности).
Думаю, что уровень достатка (если это заработная плата) оказывает влияние на формирование отношения к деньгам с точки зрения мотивации их зарабатывания. Формирует стремление к увеличению суммы заработка. А вот накопленный достаток сильнее влияет на отношение к тратам. Чем больше достаток, тем легче человек расстается с деньгами.
Как мышление человека влияет на его отношение к деньгам?
Если присутствует такой фактор, как критичность мышления, то отношение к деньгам будет осмысленным, рациональным и осторожным.
Деньги при разумном к ним отношении могут стать мощным стимулом к саморазвитию человека. Важно, чтобы стремление к обладанию деньгами не стало основополагающей целью жизненного пути. То есть это извечный вопрос соотношения цели и средств.
Насколько велико влияние семьи, окружения на наше отношение к финансам?
Для современного молодого человека важно уметь планировать личный бюджет, разбираться в том, какие услуги предоставляют банки и финансовые институты. Ведь это все будет работать на его развитие и укрепление благополучия.
В 2020 году в нашем университете было проведено исследование на предмет представления об уровне финансовой грамотности студентов СПбГЭУ. Одним из вопросов, на который отвечали студенты, был такой: «Привлекали ли меня родители к обсуждению финансовых проблем в семье, если да, то с какого возраста?»
Ответы студентов крайне любопытны:
68 % студентов участвуют в обсуждении финансовых сфер жизни своей семьи, из них 52% обучающихся включены в обсуждение финансовых проблем семьи с 10–12 лет;
17 % опрошенных студентов лишь пассивные наблюдатели (не принимают участия в реальном решении проблем, имеют лишь общее представление об уровне дохода, кредитах / вкладах / процентах и т. д.);
7 % опрошенных студентов принимают участие только в финансово трудных для семьи ситуациях;
4 % обучающихся отметили, что родители с ними советуются при принятии финансовых решений (например, стоит ли брать кредит и где лучше это сделать);
3 % студентов не участвуют ни в обсуждении финансовых вопросов с членами своей семьи, ни в принятии решений, так как все лежит исключительно на родителях.
Полагаю, финансовая грамотность студентов была бы значительно выше, если бы семья активно вовлекала их в текущие финансовые аспекты жизни, передавая опыт и новые практические знания. Интересен тот факт, что студенты, которые являются старшими детьми в семье, в большей степени осведомлены о финансовых проблемах в семье и включены в их решение (по ответам – 53 % студентов).
Система ценностей личности формируется в семье, потому и отношение к деньгам – одна из передающихся по наследству семейная традиция. Ответственность здесь, безусловно, во многом лежит на родителях.
Многие работающие студенты могут вспомнить момент получения первой зарплаты и то, как они распорядились этими деньгами. Это очень красноречивый факт биографии каждого человека – можно сказать, «испытание деньгами».
Влияние семьи, конечно, значимый фактор, но не решающий. Есть еще и внешние факторы воздействия на поведение личности – такие, как ценности референтной группы и более крупной общности в целом (СМИ, интернет, государство).
Скажите, полученное образование, выбранная специальность оказывают решающее влияние на благосостояние человека?
Стремление быть богатым и успешным имеет более глубокие корни. Удачное сочетание важных предпосылок: способностей, воспитания, обучения и развития – хороший «букет» для старта в жизни молодого человека. Нельзя недооценивать верный выбор направления в образовании и нужной специальности – важно максимально удовлетворить амбиции личности, максимально достигнуть желаемое.
Благосостояние – это важная составляющая жизни человека, но я бы говорила, скорее, о приоритете профессионального и личностного благополучия. Правильно выбранное образование и, соответственно, специальность могут привести к материальному благополучию, но не осчастливить человека. Таких примеров множество. Вспомним, о чем мы говорили вначале: никто не отменяет важности базовых, материальных потребностей, но потребности в уважении, самоактуализации, реализации своих целей, своей личности – это требования более высокого, духовного порядка. Именно они в конечном счете «заведуют» психологическим благополучием человека.
Почему так трудно откладывать деньги?
Это может быть связано с представлением самого человека о деньгах. Вернусь к результатам нашего исследования по поводу того, как воспринимаются «деньги» студентами, и приведу следующие ответы:
70% студентов воспринимают деньги как средство удовлетворения собственных потребностей;
15 % обучающихся считают деньги атрибутом благополучия жизни;
11 % студентов отождествляют наличие денег с собственной независимостью и финансовой самостоятельностью;
2 % бакалавров воспринимают деньги как способ выживания;
2 % студентов видят в деньгах лишь «бумажки», «фантики».
Исходя из этих ответов, можно предположить, что главное предназначение денег состоит в том, чтобы человек делал то, что ему нравится, удовлетворял все свои потребности: путешествовал, получал положительные эмоции, приобретал то, что хочется.
В доказательство приведу несколько красноречивых цитат из студенческих работ: «Деньги – это любимая вещь в этой жизни», «Деньги для меня – это напечатанная свобода», «Деньги – это инструмент реализации своих желаний», «Деньги – это бумажки, из-за которых некоторые люди сходят с ума».
Есть также ответы крайне рациональные – они говорят о предрасположенности студентов воспринимать деньги как средство оплаты товаров и услуг, средство измерения и сохранения стоимости. Цитаты: «Для меня деньги – это способ обмена труда на товар / услугу», «Деньги – это способ оплачивать человеческий труд», «Деньги – это способ, с помощью которого можно приобрести товары или услуги», «Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого можно приобрести необходимые вещи».
Итак, почему человеку трудно откладывать деньги? Думаю, это зависит от отношения человека к финансам. Если для него это средство к существованию (разного уровня), откладывать нет потребности. Если деньги – средство удовлетворения высших потребностей, то он склонен не копить их, а вкладывать в проекты, благотворительность – таким образом деньги становятся для человека средством личностной самоактуализации.
С чем, на ваш взгляд, связано стремление к покупкам в кредит вещей, которые не по карману?
Одной из причин может быть незрелость личности: стремление к подражательству, отсутствие финансовой грамотности, некритичность мышления. Также речь может идти об удовлетворении сиюминутной потребности в принятии решения – без прогнозирования последствий, без ответственности по отношению к себе, с излишней ориентацией на мнение о себе ближайшего окружения. А это все симптомы повышенной тревожности и проблем с психологическим здоровьем.
Как вы считаете, отношение к финансам современных молодых людей отличается от отношения к финансам поколения их родителей?
Не думаю, что есть большие отличия. Считаю, что это личностные особенности человека, особенности воспитания. Во все времена у разных людей были самые разнообразные отношения с финансами. Хотя есть и такое мнение: старшее поколение воспитано на убеждении, что достаток – это результат упорного труда, а современного молодого человека общество приучает к мысли о легком заработке.
Вопросы финансовой грамотности очень важны и в процессе семейного воспитания, и в процессе обучения молодежи, да и взрослого населения тоже.
Меня радует тот факт, что многие студенты нашего университета (по данным результатов исследования) умеют рационально обращаться с деньгами – 54% студентов; правда, лишь 8% умеют откладывать сбережения (цитата: на «черный день»). Наших студентов отличает умение планировать бюджет, распределять финансовые ресурсы (цитата: «первичные траты, вторичные траты»). Значит, наш экономический университет учит студентов экономить.
Что можете посоветовать людям, желающим наладить свои отношения с деньгами?
Научиться соотносить свои желания со своими возможностями. А если серьезно, то можно порекомендовать не игнорировать помощь специалистов-психологов. Если у человека есть потребность наладить отношения с финансами, если он сам осознает, что у него имеются проблемы, то ему могут помочь специалисты: коуч-консультанты, тематические тренинги и семинары-практикумы, интерактивные занятия по повышению уровня финансовой грамотности.
Подготовила Мария Шипилова