Найти тему
На берегах Терека

РАСПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК НА ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ ПОСЛЕ КАВАЛЕРИЙСКОГО РЕЙДА ПАРТИИ НАИБА ШУАИБ-МУЛЛЫ

Продолжение

Наиб Шуаиб-мулла, совершив кавалерийский рейд в окрестности крепости Кизляр, сумел уйти с захваченной у ногайцев домашней скотиной и скрыться в горах за Качкалыковским хребтом. Правительственные войска возвратились по укреплениям и приступили к повседневным занятиям, ориентируясь на складывающуюся военно-политическую обстановку. Все подразделения правительственных войск на Левом фланге Кавказской линии приступили к охране ближайших подступов к российским поселениям, которые как правило в зимний период подвергались систематическим нападениям многочисленных партий мюридов. За исключением 2 батальонов Тифлисского полка, отправленным в крепость Темир-Хан-Шура для помощи войскам генерала барона Ф.К.Клюки-фон-Клугенау, остальные заняли предназначенные им населенные пункты, предполагая обеспечить безопасность на левом берегу Терека. Из 3-го и 4-го батальонов Кабардинского егерского полка по одной роте были направлены в низовья Терека и гребенскую станицу Старогладовскую, в которой находилась штаб-квартира легкой артиллерийской батареи №8 для прикрытия удобной переправы через Терек. Следующая рота приняла участие в срочном строительстве артиллерийских батарей на месте удобных бродов немного выше и ниже крепости Кизляр, а также в устройстве крепких городских ворот и нескольких застав, обрытых восстановленным глубоким рвом. Тем самым, предпринятые меры должны были затруднить набежчикам возможность совершать свои кавалерийские наскоки за добычей и разорять окрестности российского военно-административного центра в этой части Северо-Восточного Кавказа.

Дербент. Рис. князя Г. Гагарина
Дербент. Рис. князя Г. Гагарина

Оставшиеся 6 рот Кабардинских батальонов были распределены на зимние квартиры, начиная от малочисленной станицы Парабочевской в составе Гребенского казачьего полка до станицы Стодеревской около крепости Моздок. Тем самым жители левобережных станиц получили дополнительные воинские контингенты на наиболее опасный период года. Еще 2 роты Куринского егерского полка с конным орудием из гребенского артиллерийского парка встали на зимовку в укреплении Амир-Аджи-Юрт на правом берегу Терека, в котором предварительно были складированы большие запасы продовольствия для отрядов правительственных войск, доставленных по Астраханскому тракту. В крупном кумыкском селении Эндери, по настоятельным просьбам местных жителей расположился в полном составе 3-й батальон Эриванского пехотного полка с 2 орудиями. Из 2-х батальонов Куринского егерского полка были отделены по одной полноценной роте, одна из которых встала на постой с 1 орудием в мирном селении Баташ-Юрт, а другая, имея в своем распоряжении еще 1 пушку, устроилась в соседнем селении Хамамат-Юрт.

Горная тропа. 1887. М.А.Мещерский.
Горная тропа. 1887. М.А.Мещерский.

Для дальнейшего прикрытия Кумыкской плоскости, оставшиеся 6 куринских рот с 4 артиллерийскими стволами встали в укреплении Таш-Кичу. В их же задачи входило и сопровождать транспорты с продовольствием из укрепления Умахан-Юрт в крепость Внезапную, а также служить первоначальным резервом в случае появления конных партий мюридов на Кумыкской плоскости. Помимо них в мирном селении Энгель-Юрт расквартировались еще 2 роты Кавказского линейного батальона №11 с 2 мощными крепостным орудиями, переброшенными из укрепления Таш-Кичу. Кроме того, на Левом фланге Кавказской линии были оставлены на зимовку 1-й батальон Волынского пехотного полка и еще 2 батальона Навагинского пехотного полка, нуждавшихся в срочной замене обмундирования для нижних чинов. На первый взгляд правительственных войск на границе чеченских и дагестанских обществ собралось достаточное количество, но наибы имама Шамиля уже наглядно показали, что вполне научились обходить возникающие на их пути препятствия.

Русские пехотинцы в лесах Чечни. Lettres sur le Caucase et la Crimée, французское издание 1859 года.
Русские пехотинцы в лесах Чечни. Lettres sur le Caucase et la Crimée, французское издание 1859 года.

Начальство над всеми войсками на Кумыкской плоскости получил генерал князь Муса Хасаев, который во многом опирался на представителей своего народа в управлении мирными кумыкскими селениями. Во время отражения кавалерийского рейда наиба Шуаиб-муллы несколько кумыкских офицеров, находившихся в отряде генерала М.Я.Ольшевского, получили огнестрельные ранения различной тяжести. Среди них капитан князь Эльдар Мударов, поручик Бамат-Гирей Мезетиев, корнет Мустан Султанов, прапорщик Абу-Муселим Капланов, что на время привело к трудностям в управлении кумыкскими обществами. В свою очередь командующий войсками на Левом фланге Кавказской линии генерал М.Я.Ольшевский, собрав необходимые сведения о настроениях населения в селениях на Кумыкской плоскости, отправился в крепость Грозную для излечения полученной огнестрельной раны 12 ноября 1841 г.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.