Противостояние России с Польшей (Речью Посполитой) ХУШ века имели давнюю историю. В 1770-е гг., когда Россия вела трудную войну с Османской империей, в Польше вспыхнула конфедератская война против России, завершившаяся первым разделом Польши в 1772 году. Выйдя победительницей в русско-турецкой войне 1787-1791 годах, Россия в 1792 году заключила союзный договор с Пруссией, секретные статьи которого предусматривали борьбу против Речи Посполитой с целью радикального ослабления ее влияния на европейскую политическую жизнь.
3 мая 1791 года в Польше была провозглашена новая Конституция, учреждение которой по многим обстоятельствам не соответствовало интересам России и Пруссии. Эта конституция значительно изменила образ правления, неизменность которой была гарантирована Россией и затронула личные интересы многих польских аристократов. Недовольные этой конституцией магнаты в главе с маршалом С.Щ. Потоцким и гетманом С. Ржевуским собрались в городе Тарговица, где 14 мая 1792 года провозгласили «Акт союза польских магнатов» (Тарговицкий акт), перечеркивавший принятую 3 мая Польскую Конституцию, все реформы и достижения Четырехлетнего сейма (1788-1792), направленные на укрепление Польского государства.
Члены Тарговицкой конференции обратились к императрице Екатерине II с просьбой помочь вернуть старые порядки в Речи Посполитой. Успешно завершив войны с Турцией (1791) и Швецией (1790) русская императрица теперь имела возможность оказать давление на Польшу в более сильной форме, чем дипломатические переговоры, ибо Екатерина II опасалась восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. 7 мая 1791 года русская императрица через своего посланника в Польше Булгакова объявила Сейму, что считает себя гарантом старинных польских прав и привилегий, для восстановления которых вводит в Польшу российские войска.
Для войны с поляками русским командованием были сформированы две армии. 65-тысячная армия генерал-аншефа М.В. Каховского должна была наступать через Подолию на Варшаву. 32-тысячная армия под командованием генерал-аншефа М.Н. Кречетникова, наступая через Литву, должна была очистить от польских войск весь край к северу от реки Припять и завершить свой марш под Варшавой соединением с армией М.В. Каховского.1
45-тысячная польская армия, наспех сформированная, с неопытным командованием, без военных запасов и при пассивном отношении населения, не была готова к успешному противостоянию стотысячной русской армии.
15 мая в бою при Мурафе, а 26 мая в сражении под Опсой русские разгромили поляков. То же самое произошло и в дальнейших сражения: 10 июня под Столбцами и Миром, 14 июня под Борушковцами, 15 июня у Мстибова, 4 июля в сражении под Зельвой, 14 июля – под Войшками, 23 июля – под Брестом, 26 июля в сражении под Маркушувом.
В сражениях с поляками с 18 мая по 27 июля 1792 года участвовали донские казаки бригадира Василия Петровича Орлова. Именно этот полк находился в авангарде русской армии, вступившей в пределы Польши.2 Полк В.П. Орлова отличился в сражениях при Мурафе (15 мая), под Маркушувом (26 июля), у местечка Полонцы.
В частности, в бою у местечка Мурафа 15 мая небольшой конный отряд казаков из полка В.П. Орлова под непосредственным командованием премьер-майора И.К. Краснова разбил три эскадрона народной милиции поляков. Сам Краснов был ранен пулей в правую ногу.3 В дальнейшем, несмотря на ранение, И.К. Краснов участвовал в ряде сражений с поляками. Вот как писал об этих боях своего прадеда известный писатель, историк и атаман П.Н. Краснов: «При местечке Маркушуве отряд его, состоявший из ста человек, встретил двенадцать эскадронов неприятельской конницы, предводительствуемой самим князем Понятовским. Благодаря особой распорядительности и присутствию духа, Иван Кузьмич не дал более чем в десять раз сильнейшему неприятелю воспользоваться победой, а, искусно отступая, навел неприятельские эскадроны на наши силы, под пушечные выстрелы, где они потерпели поражение. За это Иван Кузьмич получил самое лестное письмо от главнокомандующего русской армией генерал-аншефа Каховского. При местечке Полонцы, на виду у графа Апраксина, Иван Кузьмич разбил семь неприятельских эскадронов и колонну в триста человек пехоты. За эти подвиги Иван Кузьмич был произведен в подполковники».4 Его сын И.И. Краснов, в чине сотника участвовал в боях при Острогах, Дубнах, Владимире, Дубенках, Маркушуве и за отличия в кампании 1792 года был произведен в есаулы.5
Многие казаки, участвовавшие в кампании 1792 года, были повышены в чинах. Так, чин есаула за отличие в ряде боев с поляками получил сотник полка Андрея Киреева И.Г. Мельников, будущий участник кампании 1794 года, Георгиевский кавалер и командир донского казачьего полка.6 Будущий донской войсковой атаман Михаил Григорьевич Власов за отличия в боях с поляками при Кобрине, Борисове, Столбцах, Мире и Мстиборе был произведен в сотники.7 Чин капитана за отличия в ряде сражений с поляками кампании 1792 года получил Алексей Гаврилович Сысоев 1-й, будущий командир донского полка своего имени. За отличия в боях с поляками при Мурафе, Городище, Острогах, Владимире, Дубенках, Маркушуве в чин секунд-майора был произведен Ф.И. Миллер. Чин подполковника получил за отличия в боях с поляками при Мурафе, Владимире, Маркушуве П.И. Янов, ставший впоследствии генерал-майором.
Бригадир В.П. Орлов за отличия в сражениях этой кампании указом императрицы Екатерины П от 28 июня 1792 года был произведен в генерал-майоры.8 Его брат, А.П. Орлов, также с успехом участвовавший в этой войне, получил чин полковника. Еще один донской казачий полк под командованием полковника Войска Донского Андрея Карповича Киреева также участвовал в ряде сражений против поляков кампании 1792 года.9 Его два сына – сотники Иван Андреевич и Павел Андреевич – за отличия в ряде сражений этой кампании каждый был произведен в чин есаула.
Донские казачьи полки под командованием войскового старшины Дмитрия Евдокимовича Грекова, майора Авраама Петровича Чернозубова, подполковника Петра Григорьевича Чернозубова, с успехом сражались против поляков 23 мая при Кобрине, 27 мая – при Борисове, 30 мая – при Столбцах, 21 июня – при Мире и 29 июня при Мстибове.10 Казачий полк секунд-майора Ивана Акимовича Карпова отличился в боях при Дубенке 7 июля и при Маркушуве 15 июля.11 В боях с поляками при Мурафе 15 мая, при Шпиценцах – 31 мая, при Валовке – 3 июня, при Люборе – 4 июня, при Зеленцах – 7 июня, при Острогах – 13 июня, при Владимире - 26 июня, при Маркушуве – 15 июля отличился донской казачий полк под командованием премьер-майора Андриана Карповича Денисова, за что сам командир был награжден орденом Святого Владимира 4 степени с бантом.12
Секунд-майор Василий Тимофеевич Денисов, будущий генерал-майор, командуя донским казачьим полком своего имени, отличился в ряде сражений кампании 1792 года.13 В боях этой кампании отличились казаки донского полка под командованием подполковника Степана Вершинина, вскоре получившего чин полковника. Его сын Прокофий Степанович Вершинин за отличия в боях кампании 1792 года был произведен в есаулы.14
Потерпев поражения почти во всех битвах кампании 1792 года, остатки польской армии в количестве 30 тысяч отошли к Бугу, покинув страну. В июле 1792 года польский король Станислав Август Понятовский, осознав бессмысленность сопротивления, присоединился к Тарговицкой конфедерации, распустив свою армию.15
Результатом русско-польской войны 1792 года явился второй раздел Польши, когда 12 (23) января 1793 года Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Речи Посполитой. По этому соглашению Россия получила белорусские земли до линии Динабург - Пинск - Збруч, восточную часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. Указом Екатерины П от 13 апреля 1793 года предписывалось образовать на присоединённых землях губернии и организовать судебные учреждения. На Правобережной Украине образовались две губернии: Изяславская и Брацлавская. Временно выделялась так называемая Каменецкая область. Польша имела право содержать армии не более чем в 15 тысяч человек.
Второй раздел Польши глубоко оскорбил национальные чувства поляков. Во всех слоях польского общества чувствовалось внутреннее напряжение, готовое вылиться в национальное восстание, которое исподволь готовилось польской шляхтой. Нужен был только повод. И он вызрел к 1794 году...
Но это тема следующей статьи.
Источники и литература:
1. Военная энциклопедия. Т. 18. С. 562.
2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 341. Оп. 1. Д. 125. Л. 107; Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 27. М., 2002. С. 6.
3. Донцы Х1Х века. Т. 1. Репринт. С.241.
4. Там же.
5. ГАРО. Ф. 341. Оп. 1. Д. 316. Л. 21.
6. Корягин С.В. Вып. 11. М., 2000. С. 43.
7. Донцы Х1Х века. С.71.
8. ГАРО. Ф. 341. Оп. 1. Д. 125. Л. 107.
9. Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 22. С. 86.
10. Донцы Х1Х века. С. 71; Корягин С.В. Указ. соч. Вып.42. М., 2004. С.13; Вып. 49. М., 2004. С.6-7.
11. Корягин С.В. Указ. соч. Вып.6. М., 1999. С.9.
12. Донцы Х1Х века. С.96. Корягин С.В. Вып. 20. М., 2001. С.26.
13. Донцы Х1Х века. С. 100.
14. Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 38. М., 2003. С. 38.
15. Военная энциклопедия. Т. 18. С. 565.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.