КНИГА, КОТОРОЙ НЕ ПОВЕЗЛО.
О гибели «Титаника» уже, кажется, сказано всё. Написаны десятки книг, документальных и художественных. (Одна из них, автор которой был Морган Робертсон, вышла ЗА 14 ЛЕТ ДО КАТАСТРОФЫ (!), и этот факт, сам по себе, является поразительной загадкой! ) Сняты десятки фильмов – тоже, и художественных и документальных (а то и «псевдо-документальных», это уж «на вкус и цвет…»
Выдвинуты десятки версий гибели этого огромного корабля, среди которых есть и весьма «оригинальные». Чего только стоит предположение, что «Титаник» был утоплен подлодкой кайзеровской Германии»! Те, кто пишет и говорит об этом, явно забыли, что Первая Мировая началась только через два года после его столкновения с айсбергом. И, кстати, до её начала, по «правилам ведения войны» установленным на международных конференциях, командиру подлодки, атакующей «гражданское» судно противника, следовало всплыть и приказать ее экипажу пересесть в шлюпки! Это потом уже, в военном чаду и всеобщем ожесточении, в ответ на английскую блокаду германских портов, немцы начали «неограниченную подводную войну». (Пример – потопление «Лузитании», да и там командир подлодки отказался пускать вторую торпеду «в беззащитное судно, потому что тогда люди на его борту могли почти все погибнуть».)
И каждый фильм, каждая книга-исследование только повторяли и повторяли одни и те же вопросы, на которые не было ответов.
1. Почему капитан Смит, такой опытный моряк, не приказал снизить скорость, хотя получил предупреждение о появлении айсбергов прямо по курсу, которым шёл его корабль?
2. Какого лешего (извините) второму помошнику Лайтоллеру потребовалось (с наступлением ночи!) забирать у вперёдсмотрящих бинокли и закрывать их на ключ в своей каюте?! Он что, думал, что в темноте глазастые матросы будут «видеть ширше» без биноклей? А если наличие биноклей и впрямь «сужало поле зрения» (на судебном разбирательстве из уст этого, вообще-то неглупого, офицера прозвучало и такое «мудрое» объяснение), то не проще ли было вообще им этих биноклей никогда не давать?
3. Почему фактический владелец «Титаника» (и самой «Уайт Стар Лайн») американский миллиардер Дж. П. Морган вдруг внезапно «передумал» плыть на этом корабле и отсоветовал это делать всем своим близким друзьям?
Впрочем, вопросов возникает гораздо больше. Авторы фильмов и книг предлагают свои версии, но у всех у них один недостаток. Они НЕ МОГУТ ОБЪЯСНИТЬ ВСЕ НЕСУРАЗИЦЫ И ЗАГАДКИ ЭТОГО ЗЛОЧАСТНОГО РЕЙСА.
Но вот в 1997-м году, у нас в России (четверть века назад!) вышла книга Робина Гардинера и Дана ван дер Вата «Загадка «Титаника». (Москва Издательство «ВЕЧЕ» 1997г.)
Здесь авторы предложили совершенно «сумасшедшую» версию событий, которая, тем не менее, объясняла всё! Однако, книга пришлась «не ко двору». Суть гипотезы Гардинера и ван дер Вата очень редко упоминают в «документальных фильмах-расследованиях». Так. Мимоходом… Типа «есть и такое шизофреничное объяснение той давней трагедии». Уж не знаю, в чём причина. Или обычные человеческие ревность с завистью – дескать, почему этот «тип» додумался до того, до чего я (такой умный и замечательный!) не смог? Либо простая неприязнь к тому, кто «походя» даёт нам разгадку древней тайны. (Ну, как если бы вы с увлечением читали детективный роман, а какой-то придурок, пробегая мимо, обронил: «Что читаешь? Ах – это? Убийца – садовник!» В такой момент, обычно, хочется самому придушить «непрошенного доброхота»!)
Итак. О чём эта книга?
Авторы, подняв архивные материалы и подшивки старых газет, раскопали факты, на которые никто ранее не обращал внимание. И которые сильно противоречат «канонической» истории гибели этого несчастного корабля.
Во-первых: отплытие «Титаника» не было такой уж «сенсацией». Когда он только собирался в плаванье, его брат-близнец «Олимпик» уже сделал несколько рейсов через Атлантику. (Их было три «систер-шипа»: «Олимпик», «Титаник» и «Британик», спущенный на воду позже.)
На всех фотографиях того времени, открытках и т.п. запечатлён именно «Олимпик»!
Компания «Уайт Стар Лайн» тогда переживала тяжёлые времена, и превратилась, по сути дела, в «иностранное предприятие» на британской земле. Она была фактически выкуплена Дж.П.Морганом. Тем самым, который не дал Николе Тесле осуществить вековую мечту человечества – передачу энергии без проводов.
Капитан Смит на самом деле являлся «ветераном компании». Он командовал множеством её кораблей. Но… у него была репутация «несчастливого капитана». Пожары на борту, посадки на мель, столкновения с другими судами, забастовки кочегаров, кража багажа пассажиров… Что, правда, у него было не отнять – долгий стаж и солидную внешность. Импозантный, такой, дядя – в капитанской форме с золотыми нашивками и окладистой бородой – его вид внушал доверие!
Кстати, (в уважение к его немалым годам, не иначе) ему доверяли командование над каждым новым кораблём. Был он и первым капитаном «Олимпика». И этот корабль тоже попал в «приключение»! Да ещё какое! 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутхемптона лайнер получил удар от крейсера «Хок» в правый борт, ближе к корме. Повреждения были более чем серьёзны. «Хок» был довольно старым кораблём, и у него было оружие, которое на новых крейсерах отсутствовало! Подводный таран» Как у «Наутилуса». И хотя удар был под углом, гиганский шип вскрыл правый борт «Олимпика» ниже ватерлинии как консервную банку!
С самим Grand Fleet Британской империи никакой компании было не потягаться: суд вынес вердикт – виноват капитан Смит. И «Уайт Стар» пришлось заплатить немалую компенсацию.
Но самое неприятное – нанесённый столкновение ущерб и сроки (и стоимость) последующего ремонта. Удар тарана повредил и частично уничтожил десять рядов стальных плит обшивки. Их надо было менять. А сварки тогда не знали, обшивка крепилась на заклёпки – словом, дело было долгое и муторное.
А самое главное – нарушалось РАСПИСАНИЕ рейсов «Олимпика»! Этому «божеству» - РАСПИСАНИЮ – «молились» все в судовых компаниях! Корабли должны были пересекать Атлантику с точностью поездов. Иначе, например, правительство могло отобрать контракт на доставку почты. А это – огромные деньги!
Значит… значит, надо было что-то делать. Новый владелец, Морган, был американцем (а как сказала героиня фильма «Брат-2» - «там всё просто так кроме денег»). Фирма не должна была терпеть убытков.
На время ремонта «Олимпик» поставили в сухой док. Рядом находился новёхонький «Титаник», и редкий человек мог различить – где кто?
Видимо, тогда и родился план грандиозной «страховой аферы» - «аферы века». (У нас, в СССР, все пароходства, корабли и суда принадлежали государству, поэтому с таким видом преступлений, при которых совершались фальшивые «аварии» и даже «утопления», никто тогда не был знаком.)
Видимо, при оценке повреждений, стало ясно, что покалеченный «Олимпик» застрянет на ремонте «всерьёз и надолго». А как же перевозка почты? А перевозка пассажиров, тем более две трети кают отведены под «первый» и «второй» классы, а это – при полной загрузке- приносит огромные деньги?
Вот и нашлись в «Уайт Стар» «умные головы». «А давайте, - предложили они. – Поменяем лайнеры! Пусть «Титаник», под именем своего «систер-шипа» отправляется в «очередной» рейс! А «Олимпик»…Что ж, этим «калекой» придётся пожертвовать… Направим его в район, где полным-полно айсбергов… Пусть капитан держит «полный ход»… А потом – получим возмещение по страховки – две трети стоимости новенького судна!»
План, кстати, не такой уж «людоедский», как можно подумать. Ведь известно, что рядом с районом гибели лайнера, было несколько кораблей. Например, «Калифорниэн» было довольно близко. Радист до полуночи слушал эфир, и только потом пошёл спать. (Эх, ему бы ещё «побдить» часок – глядишь, был бы знаменит, как спаситель полторы тысячи человек!) А сам пароход по приказу капитана (!) в полночь застопорил машины и оставался на месте. Зачем?
Думается, здесь команде и пассажирам «Титаника» просто не повезло. Само столкновение (удар) с айсбергом замышлялось задолго до полуночи. И катастрофических последствий от него не ждали – суда «Уайт Стар» и раньше сталкивались с айсбергами, и ни одно не утонуло! Просто неудачно сложились обстоятельства. Ждали беду «во всеоружии», затем устали ждать, а беду тут и пришла… Да ещё, капитана на мостике не было, а молодой вахтенный офицер, вместо того, чтобы держать прежний курс, лишь поставив винты «на реверс» (вмяли бы нос, но остались на плаву), скомандовал к повороту, и удар получился скользящим. Ледяной уступ начал вскрывать борт, как таран крейсера «Хок» в 1911-м.
В доказательство авторы приводят письмо главного помошника Уальда своей сестре перед отходом судна в том самом злочастном рейсе. Он был, против своей воли, переведён под команду капитана Смита. В его письме говорится: «Мне ДО СИХ ПОР НЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ КОРАБЛЬ. В НЁМ ЕСТЬ ЧТО-ТО СТРАННОЕ…» Как мог ему корабль не нравится ДО СИХ ПОР, если он попал на него только что?! В день отплытия? Друзьям он говорил, что перевод ему не нравится. Что-то знал?
Расследование причин катастрофе велось и в Лондоне и в Нью-Йорке (погибло много американцев, да и само судно принадлежало, по сути, гражданину США). Авторы приводят из стенограмм этих слушаний интересные отрывки, когда и члены команды, и сотрудники компании путают всё время названия «систер-шипов», повторяя раз за разом «Олимпик» вместо «Титаника»…
Говорится и о том, как легко было «загримировать» одного «братца» под другого. Переставить плиты с бортов с названиями судна, сменить посуду и постельные принадлежности…
Упомянут и такой примечательный факт: что во время Второй мировой войны архивам «Уайт Стар Лайн» не повезло – зажигательная бомба попала почему-то (?) в тот дом, где они хранились.
Одним словом, кто не читал эту книгу – настоятельно советую почитать. Соглашаться с авторами? На ваше усмотрение… Прочитаете – сами решите… соглашаться – или нет…
Источники:
http://www.belousenko.com/wr_Titanic.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Grand_Fleet