Мы приехали в Нерчинск со стороны Сретенска, и пол-дороги нас подвозили полицейские на УАЗике, а ещё пол-дороги - полубандиты: здоровяк Соёл из Агинского с парой сыновей, как и многие тамошние буряты, в июне ездит по всему Забайкалью копать целебный корень солодку и продавать в Китай. Десяток историй, что травил нам Соёл всю дорогу, неизменно заканчивался тем, как они кого-то хлопнули.
Когда же из-за высокой длинной сопки показался Нерчинск - буряты вышли покурить, а мы с Петром - пофоткать. Прямая дорога спускается в нынешний центр:
Но Соёл взял правее, к северной (верхней по течению Нерчи) окраине - отсюда вдоль реки километров 30 до трассы "Амур", а поперёк через мост ведёт региональная дорога через Шилку и Могойтуй на Агинское.
Перекрёсток, главные ворота старинного города, окружён промзоной:
В которой мой взгляд привлекло странное здание, похожее на японские казармы Сахалина - уж не от интервентов ли это привет?
Здесь мы увидели заросшую, но блестящую накатом железную дорогу, вдоль которой и будем идти почти весь сегодняшний пост.
Основанный в 17 веке и в 1812 году перенесённый из-за частых наводнений на своё нынешнее место, Нерчинск исторически был центром огромной степной Даурии. Чёрным для него стал 1851 году, когда Удинский и Нерчинский уезды были выделены из Иркутской губернии в отдельную Забайкальскую область, разбитую на уезды помельче. Спор двух старых центров Забайкалья - Нерчинска и Верхнеудинска (Улан-Удэ) генерал-губернатор Николай Муравьёв решил по-своему, сделав губернским городом расположенную между ними Читу.
Местная интеллигенция с таким положением дел до сих пор не смирилась, да и к началу ХХ века размер двух городов (11 тыс. там и 6,5 тыс. здесь) был сравним. Окончательно точки над i расставило строительство Транссиба и особенно КВЖД: Нерчинск перестал быть воротами в Китай, а в качестве ворот Дальнего Востока расцвёл соседний Сретенск с его конечной станцией и портом.
Как Томск или Благовещенск, Нерчинск остался остался в стороне от магистрали, в проект которой изначально закладывалась ветка к городу. Но хотя было в той ветке всего 9 километров, она ничего не спасла - к 1913 году в Чите жило 77 тыс. человек, в Нерчинске - 14 тыс., и на этом уровне (с пиком в 17 тыс. в 1992-м) его население держится вот уже сотню лет.
По Транссибу в Нерчинск попадают через Шилку или Холбон - станция Приисковая вроде и ближе, но рейсовых автобусов туда не ходит, а такси добавляет 600 рублей к цене билета. Станция Нерчинск находится на северной окраине города, и пассажирского движения тут нет давно (а вот грохот товарняка мы разок слышали), но деревянный вокзал пока не разрушен:
Рядом уцелела пара путейских домов на фоне одинокого микрорайона:
А заросшая колея - самый красивый путь к центру:
Крупные улицы она пересекает мостами:
Понемногу приближаясь к берегу Нерчи:
Здесь стоит памятник Петру Бекетову, очень странно выглядящий в профиль. Первоначально, в 1978 году, его поставили у вокзала, а в 2016 перенесли к другим давно заколоченным воротам - бывшей пароходной пристани:
Железная дорога проходит вдоль самого центра, образуя его набережную:
И постепенно удаляется от Нерчи - Приисковый стоит на другом берегу: