Продакт-менеджер – это относительно новая профессия, которая при этом уже успела плотно обрасти мифами. Все из-за того, что многие слабо представляют, чем занимаются такие специалисты, сколько они зарабатывают и какие нужны навыки, чтобы начать путь в этой сфере.
В статье мы разрушим популярные стереотипы, которые, возможно, мешали вам сдвинуться с мертвой точки и решиться на карьерные перемены.
Стереотип №1: продакт-менеджером может стать только человек с бэкграундом в программировании и дизайне
Работа продакт-менеджера заключается в создании какого-либо продукта и продумывании бизнес-модели для него. То есть специалист полностью ведет проект и понимает, как его можно продать или масштабировать. Для этого необязательно уметь программировать, достаточно понимать технические возможности и ограничения продукта, чтобы эффективно взаимодействовать с командой разработки.
Например, компания разработала приложение по заказу еды на дом. Работа продакт-менеджера заключается во «взращивании» продукта, удерживании баланса между запросами пользователя, бизнеса и процесса разработки.
Профессия находится на стыке дизайна, маркетинга и технологий. Перейти можно из любой сферы: начиная от аналитики, заканчивая продажами или юриспруденцией. Продакт-менеджерами часто становятся тестировщики и менеджеры, но для этого им нужно прокачать некоторые навыки. Например, стать лучше в технической стороне разработки, управлении командой и проектами или кастдеве – тестировании идей.
Стереотип №2: продакт-менеджерам платят меньше, чем разработчикам
Многозадачность профессии делает ее высокооплачиваемой. Однако продакт – не разработчик, не маркетолог и даже не директор по развитию. Он тот человек, который анализирует текущие продукты компании, генерирует идеи для новых и курирует работу коллектива, а еще следит за тем, чтобы на выходе потребитель получил уникальный и качественный сервис или продукт.
На HeadHunter в Москве можно найти около тысячи актуальных вакансий. Средняя зарплата продакт-менеджера на позиции «джуна» колеблется в диапазоне 50 000–90 000 рублей, а «сеньор» будет зарабатывать уже от 100 000 до 250 000 рублей.
У ведущего продакт-менеджера зарплатная вилка – от 300 000 до 450 000 рублей.
Чаще всего продактов ищут на работу в офисы. Но бывают и приятные исключения: некоторые прогрессивные компании готовы предложить кандидату удаленку.
Стереотип №3: продакт-менеджерам трудно найти работу, ведь такие специалисты нужны далеко не во всех компаниях
Обязанности продакт-менеджера зависят от сферы. Скажем, если это IT, то он может руководить созданием сайта, игры или мобильного приложения. А на бытовом производстве – внедрением новых видов продукции или улучшением качества уже имеющихся.
Сейчас продакт-менеджеры нужны везде. Например, в небольшой B2B-компании с продуктовыми линейками продакт может отвечать за один конкретный продукт: координировать весь маркетинг, взаимодействовать с PR и отделом продаж.
Кстати, если смотреть на статистику, подавляющее число компаний и стартапов разоряются как раз из-за того, что продукт оказывается никому не нужен, или компании начинают идти совсем не в том направлении, которое нужно рынку. Чтобы этого не произошло – нужен грамотный продакт-менеджер.
Стереотип №4: для работы продакт-менеджером требуется профильное образование
Сейчас в университетах нет факультетов, на которых учили бы продакт-менеджменту. Поэтому чаще всего люди попадают в профессию благодаря менторству и наставничеству. Вы можете обратиться к профессионалам с запросом на составление карты компетенций, скрининга и рекомендаций по обучению.
Можно начать со стажировок в международных компаниях. Соберите все свои проекты, которые можно назвать продуктовыми, и упакуйте их в настоящие кейсы для портфолио. Кстати, за этим не обязательно должен стоять именно цифровой продукт.
Многие приходят к позиции продакта с вакансии руководителя отдела маркетинга или тестировщика. В этом случае у вас быстро расширится круг обязанностей, поэтому придется самостоятельно изучать многие темы, читать книги по управлению и продакт-менеджменту.
Не пренебрегайте научными трудами, книгами, исследованиями, слушайте подкасты и посещайте онлайн-конференции для ознакомления с областями работы. Менеджер по продукту должен мастерски и быстро переключаться между командами, чтобы отвечать на их вопросы, разруливать проблемы и тонко чувствовать каждый этап работы.
А если хотите ускорить процесс, запишитесь на курс «Профессия Product Manager» от Product LIVE. Так вы с нуля научитесь проектировать продукты, анализировать рынок и разберетесь с базовыми понятиями сетевых технологий.
Почему стоит записаться на онлайн-курс «Профессия Product Manager» от Product LIVE
✅ Все занятия проходят в небольших группах, чтобы вы научились коммуницировать с командой. Живое комьюнити, книжный клуб, анонсы спецмероприятий, квизы, неформальные встречи между потоками. За время учебы вы наберетесь опыта и практических связей, чтобы затем уверенно чувствовать себя в бою.
✅ Это не скучные лекции. Теорию модулей вы отработаете на реальном проекте от настоящего заказчика, а каждую работу проверит и прокомментирует наставник на вебинаре.
✅ Курс подходит для новичков в управлении продуктами. За год вы превратитесь в опытного специалиста, который обладает навыками гибкой разработки продукта, умеет исследовать рынок, осознанно выбирать бизнес-модель и определять жизненный цикл продукта.
✅ Курс можно проходить в удобном темпе, а материалы остаются у вас навсегда. В некоторых случаях обучение можно даже поставить на паузу: прервать или заморозить.
✅ Преподаватели – практикующие эксперты в маркетинговых областях с многолетним опытом. Например, предприниматель и автор проекта «Нормально делай, нормально будет» Александра Клименко, Senior Product Manager в SimpleTexting Адмет Акхтер, соучредитель Qmarkerting и лектор департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Игорь Винидиктов.
Переходите по ссылке, чтобы начать обучение. Вы быстро погрузитесь в мир подсчета метрик, анализа данных и сборки когорт из разных таблиц. Кстати, до 3 февраля действует щедрая скидка – аж 40%!