Хочу поделиться своей историей о том, как перестала вместе с ребенком сидеть над домашкой и сделала учебу его зоной ответственности — проблем с успеваемостью не возникло и гаджеты я не отбирала. Всё по рекомендациям известного психолога Екатерины Мурашовой. Вся информация — в открытом доступе.
Я мама девятилетнего третьеклассника. Успехи у моего ребенка средние — пятерок с неба не хватает, но и в двойки не скатывается. Программа у нас общеобразовательная, прямо скажем, щадящая: русский, чтение, окружайка, один иностранный, в общем, как у всех. Первый и второй классы прошли гладко: ребенок оставался до вечера в продленке, уроки проверял учитель. В третьем попросился ходить домой сам. Вот только домашние задания в его планы не входили.
Поначалу я только проверяла задания, которые он делал до моего прихода с работы. Ошибки были, он их исправлял. Времени на это уходило немного, но мне всё равно было непросто: свои 8 часов я отработала, больше включать мозги не хочется, а надо. Потом стала замечать, что сын уроки делает на тяп-ляп — всё равно же я проверю. То есть на проверки и исправления начало уходить больше времени. Дальше — больше: смотрим дневник вместе, а он вообще задания пропустил и даже не начинал: «Ой, не заметил. Ну ты же все равно проверишь, мам…» — и глазки котика из «Шрека».
Это я сейчас рассказываю спокойно, но поверьте, даже невыученные английские местоимения способны превратить меня в настоящую фурию. Я и просто ругала ребенка, и ограничивала гаджеты (у нас стоит лимит, играть можно только после уроков), и в выходные развлечений лишала. Но, во-первых, это не работало, а во-вторых, мне самой это не нравится — я быстро отхожу и чувствую себя виноватой.
Думала вернуть в продленку, но напоследок решила почитать детских психологов. Очень понравился стиль Екатерины Мурашовой — иронично и прямо в лоб, мне такое нравится. У нее много примеров из жизни.
Вот ключевые советы, которые я выписала и которым теперь следую, как аффирмациям. Цитирую из ее бесплатного курса «Учеба без слез» с видео и конспектами.
- «У родителя, который полностью контролирует учебу, не должно быть иллюзий, что однажды ребенок придет и скажет: “Теперь я сам”».
- «Родитель сам решает, помогать или не помогать ребенку в учебе. Но если вы решили дать больше самостоятельности, то этому решению нужно следовать до конца: только так получится воспитать ответственность.
Например, вы определились, что форму для физкультуры ребенок теперь собирает самостоятельно. В таком случае не надо весь вечер накануне кричать и напоминать: “А ты футболку положил? А кроссовки?” Примите факт, что теперь это ответственность ребенка — и только его.
И вот, в день физкультуры, когда вы собираетесь выходить в школу и видите, что у ребенка в руках нет формы, вы не напоминаете ему о забытом мешке (решение уже принято!), а молча идете в школу. А когда ребенок приходит домой и жалуется на то, что забыл форму и ему поставили двойку, вы спокойно принимаете это и еще раз объясняете, куда лучше положить этот мешок, чтобы больше не забывать».
Еще Мурашова предлагает сделать очень смелый эксперимент:
- Сложите все оценки из его электронного дневника за последние три недели и разделите на их количество. Получится средний балл: например, 3,7 или 4,5.
- Признайтесь ребенку, что вы устали контролировать его учебу и делать вместе с ним уроки. Теперь вы готовы только подсказать, если что-то непонятно, — не более.
- Через три недели самостоятельной работы снова рассчитайте средний балл. Да, он может резко упасть, может сильно улучшиться, но, как показывает практика, в большинстве случаев средний балл остается неизменным. Родитель понимает, что вложенные силы и накопленная усталость не соизмеримы с одной десятой, которую и составляет их помощь.
Я почитала статьи Мурашовой, прошла этот курс, обдумала, насколько я реально готова вовлекаться в учебу сына — без негатива и ультиматумов. И поговорила с ним. Сказала: «Значит так, с сегодняшнего дня отвечаешь за свои уроки ты. Я готова проверить, но только один раз — исправленные варианты будут на твоей совести». Сработало — поначалу оценки оставались прежними, а сейчас даже стали лучше. Сын получает поддержку от меня, но мотивация учиться у него собственная, без нагоняев.
Зарегистрируйтесь на курс прямо сейчас, чтобы понять, какой подход сработает с вашим ребенком и что поможет ему развить самостоятельность, а вас сделает спокойным родителем без чувства вины и лишнего стресса — ведь именно такими мы нужны нашим детям.
Всем дзен!