Найти тему
Север неизвестный

Что общего у ледокола «Ленин» и автора антиутопии «Мы»?

То, что писатель Евгений Замятин был кораблестроителем, и первый ледокол «Ленин» во многом сделан по его чертежам.

За свою жизнь ледокол трижды менял имена
За свою жизнь ледокол трижды менял имена

Писатель-корабел

В 1916 году Замятина как опытного инженера командировали в Англию. Российская империя заказала британским корабелам строительство ледокольного парохода. И писатель стал одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», который после Октябрьской революции получил название «Ленин».

Замятин всегда гордился тем, что имеет отношение к «Святому Александру Невскому». Он утверждал, что подготовил первоначальный проект этого судна и что все чертежи лично им проверены и подписаны «Главный инспектор Российского ледокольного строительства Е. Замятин».

По мотивам поездки в Англию он написал повести «Островитяне» и «Ловец человеков». А в знаменитой антиутопии «Мы» имена основных героев связал с ледоколом. Валовая вместимость судна - 3300 тонн, эта цифра появляется в имени девушки, в которую влюбляется главный герой - I-330. Имя другой девушки в романе О-90 связано с верфью, где строился ледокол.

На обороте снимка написано «Доставка почты на ледокол» и указан фотограф «С. Курилов».
На обороте снимка написано «Доставка почты на ледокол» и указан фотограф «С. Курилов».

Через льды и обстрелы

В 1921 году «Александр Невский» прямо из Англии отправился в Арктику и возглавил конвой из судов, участвовавших в Карской экспедиции. Пройдя Карское море, экспедиция достигла Усть-Енисейского порта. Крестьяне Сибири получили зарубежное сельскохозяйственное оборудование, охотничьи ружья, железнодорожные материалы.

В годы Великой Отечественной войны ледокол прокладывал дорогу в Белом море транспортным конвоям «Дервиш» к Архангельску. Именно на «Ленин» легла основная задача по проводке конвоев во льдах: у него была небольшая осадка, что позволяло ему работать во всех фарватерах Северной Двины. За годы войны он прошел во льдах 22 тысяч миль, участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. После войны ледокол и около 60 членов экипажа удостоились правительственных наград.

Марка, выпущенная в честь ледокола-ветерана
Марка, выпущенная в честь ледокола-ветерана

После войны служил в Арктике, был передан Черноморскому морскому пароходству. По воспоминаниям черноморцев, когда они в мае 1957-го принимали ледокол «Ленин», северяне были расстроены, потому что многие из них проработали на судне десятки лет, получая хорошие северные надбавки за выслугу лет и большие премии.

«При передаче судна капитан Г. И. Милевский положил орден Ленина (награда ледокола за годы войны) в сейф, но, когда северяне убыли, его там не оказалось. Следствие установило, что они забрали орден, считая, что мы, черноморцы, не имеем к нему никакого отношения. Позже его сдали в управление Мурманского пароходства», - рассказывал Николай Тарасов, почетный работник Морского флота СССР, механик-универсал 1-го разряда.

Чтобы избежать путаницы, паровому ледоколу сменили название. А имя вождя пролетариата отдали более мощному судну
Чтобы избежать путаницы, паровому ледоколу сменили название. А имя вождя пролетариата отдали более мощному судну

Отдал имя ледоколу-собрату

Черноморские моряки были поражены богатой обстановкой судна и его отличной сохранностью даже после участия в войне.

- Не могу знать, во что обошлось строительство такого ледокола, - писал Николай Тарасов. - Но представляете себе, все палубы, начиная с главной, были уложены очень твердым тиковым деревом, хорошо сохранившимся. Все леера и поручни на трапах были латунными. На всех трапах были привинчены латунными болтиками площадки тикового дерева с латунными балясинами. Все иллюминаторы были латунные, задрайки также, лишь герметичные крышки были из хорошей стали. На всем текучем такелаже вместо стали стояла латунь. Все задрайки там, где они должны были быть, были латунные.

В машинном отделении весь трубопровод был красномедным, а балластный и льяльный были свинцовыми. Весь ходовой мостик изнутри, кают-компания, салон комсостава и все каюты были обшиты красным деревом, у рядового состава обшиты крепким буковым или дубовым тесом. Рядовой состав жил в кубриках, спали на двухъярусных койках. В салоне комсостава было пианино с автоматической лентой для проигрывания музыки. Все самое хорошее и хорошо сохранившееся, хотя судну, когда мы его принимали, был уже 41 год.

В 1960-м судну пришлось поменять название на «Владимир Ильич», а свое имя отдать только что построенному первому атомному ледоколу.

В отставку парового ветерана отправили в 1968 году, а через девять лет ледокол, появившийся на свет в британских верфях, пошел на слом. А его тезка атомный ледокол «Ленин» сейчас стоит на вечном причале в порту Мурманска.

Ставьте 👍, подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц