Найти тему
НУАР-NOIR

Драмедия про Лондон как «Содом и Гоморру»

-2

Если как-то характеризовать британскую ленту «Цепочка» (1984), то можно сказать, что это Гай Ричи, но только без лондонских гангстеров. Хотя подобное сравнение является не совсем корректным, в то время когда Джек Голд снимал свою ироничную «городскую драму», Ричи ещё ходил в школу.

По крайней мере, понятно, чем мог вдохновляться современный классик криминального кино, когда формировал свой якобы уникальный стиль. А если принять во внимание криминальную комедию «Ищейки с Бродвея» (1989), то неповторимость кинематографической манеры подачи материала со стороны Ричи и вовсе можно поставить под сомнение.

Однако вернемся к «Цепочке». Подразумевается вовсе не украшение и даже не цепочка на двери (хотя оная присутствует в одном эпизоде), а цепь событий, которые вопреки обстоятельствам объединены друг с другом. Общим является одно – все эти происшествия связаны с переездом персонажей на новое место жительства.

Если вы обладаете жизненным опытом, то знаете, что ремонт и переезд – это фактически маленькая катастрофа. Однако с последним бедствием вам поможет справиться бригада профессиональных грузчиков, снабженная работодателем вместительным грузовичком.

В данном случае грузчики как бы уподобляются частному сыщику из классического нуара. Однако вовсе не в той части сюжетной конструкции, что суют свой нос «куда не надо», а потому, что способны оказаться где угодно. Сыщик может посещать и трущобы, и особняки, бывать и в игорных домах, и в великосветских салонах. Работа у него такая.

И у грузчиков тоже работа. Не совсем увлекательная, но всё-таки нужная людям. Они на это смотрят философски, что подтверждается штудированием конспектов во время пути. Как результат - реалии Лондона переплетаются с максимами из интеллектуального наследия Сократа и Платона. Уже смешно.

Хотя в конкретных случаях для переезжающих ничего забавного нет. Многие из них являют собой олицетворение грехов, помянутых неким викарием в утренней радио-проповеди. Именно по этой причине он сравнивает Лондон с Содомом и Гоморрой. Мы использовали эту метафору в названии материала вовсе не для красивого словца.

Кадр из фильма «Цепочка» (1984)
Кадр из фильма «Цепочка» (1984)

В итоге множество семейных историй (не всегда удачных) складываются в одну сплошную преемственность, которую никак нельзя нарушить. Ибо круговорот событий – это почти что краеугольных камень цивилизации. По крайней мере, так полагает бригадир грузчиков.

Кадр из фильма «Цепочка» (1984)
Кадр из фильма «Цепочка» (1984)

Ему кроме всего прочего приходится выступать в роли «решалы», поскольку отдельные ситуации выходят далеко за рамки традиционного функционала: поднять – опустить. А ещё этот фильм не теряет свой актуальности и по сей день, ибо в нём очень иронично обозначены легко узнаваемые типажи: от готового при переезде скрутить шпингалеты скряги, до самовлюбленной, но крайне недалекой дамочки, наивно полагающей себя «аристократкой»