Найти в Дзене
Navygaming Channel

Первые супердредноуты – Гранд Флит уходит в отрыв!

Мировая военно-морская история помнит много случаев, когда принятие поспешных решений при создании новых кораблей, систем оружия и военной техники оборачивалось постройкой неудачного корабля, принятием (закупкой) на вооружение малоэффективных орудий или оборудования. Например, для русского флота начала ХХ века к таким поспешным решениям можно отнести постройку трёх крейсеров типа «Адмирал Макаров» по проекту легендарного «Баяна», или минных крейсеров (эсминцев) типа «Доброволец». Но история знает случаи, когда быстрые и оперативные решения позволяли получить существенное преимущество в морской мощи. Здесь можно вспомнить и приобретение японцами двух броненосных крейсеров для усиления своего флота накануне русско-японской войны, и постройку линейного корабля «Дредноут», и «молниеносную» закладку сразу трёх линейных крейсеров типа «Инвинсибл».

"Инфлексибл" (по В.Муженикову) - тот самый, из один из "инвинсиблов" "молниеносной" закладки, ))
"Инфлексибл" (по В.Муженикову) - тот самый, из один из "инвинсиблов" "молниеносной" закладки, ))

В принципе создание линкора «Орион» можно тоже отнести к таким «оперативным случаям», когда процесс проектирования шёл достаточно быстро и без серьёзных проблем. А ведь, казалось бы, такие проблемы должны быть – новый корабль должен был иметь увеличенное водоизмещение, иное размещение орудий ГК, и, самое главное – сами орудия должны были быть увеличенного калибра (343-мм), и такие орудия надо успеть создать. В таких условиях открывалось большое поле для дискуссий, обсуждений, споров, но этого не случилось, и проект был быстро подготовлен, утверждён и планово профинансирован. Последовавшее вскоре следующее оперативное решение о строительстве ещё трёх кораблей по проекту головного «Ориона» ещё раз подтвердило, что в Британии могут быстро реагировать на ситуацию на международной арене. В результате британский флот уже в 1912 году пополнился четырьмя новыми линкорами, причём с самыми крупными в мире орудиями. Предлагаем подробнее познакомиться с данным кораблем и его особенностями, а также сравним его с иностранными ровесниками в своём классе.

Линейный корабль "Орион"
Линейный корабль "Орион"

Как уже ранее отмечалось, линейные корабли типа «Орион» получили характерный для своего времени и британского флота корпус со слегка изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование, округлой кормой с подзором и длинным полубаком, доходящим до середины корабля и заканчивающимся у орудийной башни «Q».

Корпус корабля был разделён водонепроницаемыми переборками на XXI отсек, двойное дно было установлено на 76 % длины корабля. На день спуска на воду, 1 февраля 1911 года, основные кораблестроительные элементы линейных кораблей типа «Орион» имели следующие показатели: спусковое водоизмещение – 9 184 т; вес спускового оборудования (судовые системы) – 1 430 т; зарегистрированный вес корпус корабля – 7 820 т; общее водоизмещение – 10 614 т; осадка носом – 2,87 м; осадка кормой – 3,14 м; длина между перпендикулярами – 166,2 м; ширина (без броневой обшивки) – 26,95 м(данные приведены для ЛК «Тандерер»).

Линейный корабль "Нептун"
Линейный корабль "Нептун"

Интересно, что выделенный проектом лимит водоизмещения на корпус не изменился в сравнении с линкором «Нептун» (табл.1), в то же время выросли доли веса для брони, механизмов, вооружения (что вполне очевидно).

-4

Силуэт с пятью башнями ГК (одна из которых в середине корпуса за дымовыми трубами), две трубы, одна высокая фок-мачта, небольшая кормовая надстройка сохранились с небольшими изменениями (сдвинули мачту) на две последующих серии кораблей (тип «Кинг Джордж V» и «Айрон Дюк»). Причём надо отметить, это был довольно высокобортный корабль: срез передней дымовой трубы над ватерлинией находился на высоте 21,35 м; смотровые щели боевой рубки над нижней ватерлинией – на высоте 14,18 м, а высота башни «А» (при нормальной осадке) – 9,3 м.

Линейный корабль "Кинг Джордж V"
Линейный корабль "Кинг Джордж V"

Интересно, что если линейные корабли типа «Орион» можно было отличить от линкоров типа «Кинг Джордж V» и «Айрон Дюк» по фок-мачте, которая была размещена перед передней дымовой трубой, то отличить «орионы» один от другого было трудно. Эти отличия состояли только из нескольких деталей, на которые мог обратить внимание только знающий человек. Например, «Орион» над дымовыми трубами имел выступающую страховочную решётку, на «Конкероре» 102-мм орудия были защищены только противоосколочными броневыми щитами; на «Тандерере» рубка с прибором управления огнём, размещённая на фок-мачте, находилась ниже поста управления огнём. В мирное время для идентификации на дымовые трубы линкоров нанесли соответствующие белые марки: «Орион» – на каждой трубе две горизонтальные белые полосы; «Конкерор» – на второй дымовой трубе две белые полосы; «Монарх» – на передней дымовой трубе две белые полосы, «Тандерер» – на каждой дымовой трубе по три белые полосы.

Линейный корабль "Тандерер" (тип "Орион") с марками на трубах
Линейный корабль "Тандерер" (тип "Орион") с марками на трубах

В военное время эти отличительные признаки были убраны, и корабли практически стали нераспознаваемы для посторонних. Правда в последующем, в ходе модернизаций, каждый из линкоров получил новые отличительные особенности. В справочниках можно встретить несколько отличающиеся между собой тактико-технические данные, характеризующие размеры линкоров данного типа, и одновременно предлагающие уточняющие показатели (табл.2).

-7

В дополнение можно отметить, что сборник Н.Печукониса, созданный как перевод исследования Бурта «Британские линейные корабли Первой мировой войны», отмечает, что наибольшее водоизмещение линкоров в 1918 году составило для «Ориона» 29 108 т, для «Монарха» – 28 556 т, для «Конкерора» – 28 430 т, для «Тандерера» – 27 416 т.

Линейный корабль "Монарх" в Ньюкасле, 1911 год
Линейный корабль "Монарх" в Ньюкасле, 1911 год

Собранные в таблице сравнительные данные свидетельствуют, что в разные моменты времени и в разных источниках тактико-технические характеристики кораблей представляются по-разному, что может привести к неверной оценке корабля. В дальнейшем, при сравнении линкоров разных стран мы будем использовать один источник – справочник «Дредноуты Первой мировой» С.Патянина и А.Дашьяна для исключения разночтений в оценке того или иного параметра.

Мы уже отмечали, что если постройка «Ориона» была, в принципе, плановой, то закладка ещё трёх кораблей того же проекта было вызвана «паникой», которая охватила британский парламент и Адмиралтейство после вестей о германской программе постройки дредноутов. Однако посмотрим, насколько эти панические слухи оказались верными.

Линейный корабль "Конкерор", тип "Орион"
Линейный корабль "Конкерор", тип "Орион"

К моменту ввода в строй всей четверки «орионов» (январь - октябрь 1913 года), германский флот пополнился двумя новыми линкорами типа «Кайзер», американский флот – двумя линкорами типа «Вайоминг», а австро-венгерский флот – линкором «Вирибус Унитис».

Австро - венгерский линкор "Вирибус Унитис" получил трехорудийные башни главного калибра
Австро - венгерский линкор "Вирибус Унитис" получил трехорудийные башни главного калибра

В то же время, в начале 1913 года Италия также получила свой первый дредноут – «Данте Алигьери», а в Японии были построены и переданы флоту два линкора типа «Кавачи», которые некоторые эксперты так и не считают «полноценными дредноутами». Все остальные мировые державы, которые решили обзавестись собственными дредноутами, были только на пути к этому. Во Франции достраивали линкоры типа «Курбэ», два из которых смогут войти в состав флота в конце 1913 года, в России были спущены на воду и достраивались четыре линкора типа «Севастополь» (со сроком готовности – конец 1914 года). Строила свои дредноуты некогда могущественная на море Испания, но время её морского могущества прошло – её первый дредноут «Еспания» вошёл в состав флота на год позже готовности «орионов». В составе флотов Великобритании и Германии на тот момент были и линейные крейсера, но они не играли большой роли в общем раскладе.

Итальянский дредноут "Данте Алигьери"
Итальянский дредноут "Данте Алигьери"

Таким образом, можно сделать вывод, что шумиха, поднятая британскими газетами и всколыхнувшая общественная мнение, а за ним и органы власти, вряд ли имела под собой основу. Ведь до рассматриваемого период британский флот уже имел в своем составе (без учета заложенных и достраивающихся кораблей) 9 полностью боеготовых дредноутов (4 линейных крейсера) против 8 германских (1 и 2 достраивались) и 6 американских. Как это часто было и есть в британской политике – желаемое быстро выдали за действительное.

И это при том, что все перечисленные иностранные дредноуты имели артиллерию главного калибра не выше, чем 305-мм, тем самым на стороне британского флота было не только количественное, но и качественное преимущество. Да, соперники не дремали: в США в 1912 году спустили на воду и достраивали два линкора с 356-мм орудиями ГК; в Германии в 1914 году заложили линкоры с 380-мм пушками; Япония заложила четыре линейных крейсера с 356-мм орудиями, первый из которых должен был войти в строй этой дальневосточной страны уже летом 1913 года (причём его строили всё в той же Британии).

Но в любом случае Великобритания по состоянию на 1912 год уверенно лидировала в дредноутной гонке вооружения, имея большой потенциал на развитие и высокие темпы строительства новых боевых единиц, это было бесспорно.

Попробуем проанализировать основные тактико-технические характеристики нового британского линкора и сравнить их с такими же параметрами иностранных кораблей этого класса, введённых в строй примерно в это же время. Сразу отметим, что за счёт применения новых 343-мм орудий главного калибра линкоры типа «Орион» изначально имеют ряд существенных преимуществ, и их противопоставление некоторым из перечисленных линейных кораблей априори некорректно. В то же время, на наш взгляд, было бы неправильно сравнивать эти корабли с супердредноутами иностранных государств, которые появились позже – у них были иные противники из состава Гранд Флита.

Французский дредноут "Курбэ" на ходовых испытаниях, 1913 год
Французский дредноут "Курбэ" на ходовых испытаниях, 1913 год

Анализируя тактико-технические данные современников британских "непредвиденных " дредноутов, можно обратить внимание, что водоизмещение линкора «Орион» не было самым большим из сравниваемых линкоров. Линкоры «Кайзер», «Вайоминг», «Курбэ», «Севастополь» превосходили «британца» примерно на 1300-4000 т проектного водоизмещения и на 300-1800 т полного. Таким образом, британские конструкторы, даже не связанные ограничениями, старались без жёсткой необходимости не увеличивать размеры корабля, предпочитая оптимизировать сам проект. И при этом открыто заявлялось, что водоизмещение нового линкора было увеличено на беспрецедентные 2500 т! На этом фоне можно заметить, что противники Британии не особо экономили. По проектному водоизмещению супердредноут типа «Орион» оказался на уровне «японского малыша» «Кавачи», поднявшись с полным водоизмещением до французского «Курбэ».

Линкор типа "Орион", схема внешнего вида
Линкор типа "Орион", схема внешнего вида

По своим линейным размерам линкоры типа «Орион» также заняли средние строчки в нашем «импровизированном рейтинге», уступив русскому, немецкому и американскому линкорам, но превосходя французские, итальянские ("Данте Алигьери"), австро-венгерские ("Вирибус Унитис") и японские дредноуты по длине. Интересно, что даже по ширине британские «орионы» уступили первенство, причём немцам, которые были вынуждены ориентироваться на параметры Кильского канала, и американцам, для которых ключевым параметром почти сотню лет считались шлюзы Панамского канала.

С шириной корпуса в 27 метров (максимальной, согласно некоторым источникам) британские «орионы» были на уровне французских, австро-венгерских, русских, итальянских дредноутов, для которых, можно предположить, единственным «сдерживающим» фактором были параметры собственных доков, размерами которых, в принципе, можно было и пренебречь (при острой необходимости).

Линейный корабль "Орион" на достройке
Линейный корабль "Орион" на достройке

По этим показателям только немецкие ("Кайзер") и американские ("Ваймоинг") дредноуты превосходили всех своих конкурентов. Интересно, что при этом, что разброс по водоизмещению и главным размерениям не очень большой, и это в то время, когда не существовало каких-либо особых договоров и международных ограничений. Соответственно, всё решали здравый смысл и размеры объектов инфраструктуры (например, размеры каналов, шлюзов или сухих доков). И надо отдать должное разумности, сдержанности и расчётливости британцев, которые не стали в тот период времени гнаться за «большими размерами»....

На этом сделаем паузу, чтобы не утомлять читателей, и сравним "орионы" по остальным показателям (мощность ГЭУ, скорость, бронирование, вооружение) чуть позже. Следите за нашими публикациями. Удачи всем!

Источники: Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.- 384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Козлов, Б. Линейные корабли типа «Орион» (1909-1930) / Б.В.Козлов.- Самара: Истфлот, 2006.-116 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Британские линейные корабли типа "Орион"/ Н.И.Печуконик, сборник.- СПб, 1994.- 16 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже (так то я не верю, что кто-то из читателей это делает), но так принято: