Александр Высоцкий, основатель проектов Visotsky Consulting и «Школа владельцев бизнеса». Автор 4-ёх бестселлеров по управлению бизнесом, лауреат нескольких престижных бизнес-премий и предприниматель с опытом, ещё из 90-ых, поделился тем, что необходимо знать каждому перед запуском своего бизнеса.
О том, что стоит сделать в первую очередь
Самая распространённая ошибка новичков – они долго вынашивают идею, смотрят на её плюсы и минусы, но совершенно не смотрят на тех, кто уже реализовал что-то подобное.
Хотите кофейню? Потратьте неделю и посетите 30 лучших кофеен в вашем городе. Да хотя бы 5-10, если город маленький. Постарайтесь понять, кто в них приходит, в чём их «изюминка», какие цены, и почему они такие.
Не всегда это можно сделать. Например, в секторе B2B («бизнес для бизнеса») подсмотреть что-то трудно, но всё же можно. Достаточно устроиться в предприятие-конкурент на работу. Понимание «внутренней кухни» значительно ускорит ваше развитие и поможет избежать многих ошибок.
О том, какие факторы говорят, что идея успешна
Я бы обратил внимание на 2 момента. Первый – вводя на рынок новый продукт, особенно, если у него нет аналогов, стоит понимать, чью долю рынка он уменьшит.
Например, массовое появление «dark kitchen» («тёмных кухонь») с доставкой отняло долю рынка ресторанов и кафе, а интернет-магазины «убивают» розничную торговлю. Если вы не понимаете, у кого отбираете долю, и кто ваши конкуренты, то с большой вероятностью, в вашей нише нет денег.
Второй момент – бывают крутые идеи на обеспеченных людей, готовых за них заплатить, но они так и остаются «на бумаге». В чём причина?
В стоимости маркетинга. Изначально, вы должны учитывать всё, в том числе и цену продвижения товара на рынке. Иначе возникнет ситуация, когда клиентов полно, но достучаться до них нереально.
Мой совет: закладывайте все цифры по удачным примерам. Совпадут, отлично. Вот и фактор, что идея может стать успешной.
О том, как понять будет ли спрос?
Попробовать. Например, запустить рекламу на сайт-обманку, не имея товара и просто посмотреть, сколько людей заинтересуется вашим предложением. Поверьте, лучше потерять немного денег на тест, чем много на неудачный бизнес.
А потенциальный спрос можно оценить по наличию конкурентов. Соберите данные о том, как много у них людей, какую рекламу они делают, на какой средний чек торгуют. Опытные предприниматели не открывают, например, кафе, там, где его нет, а стараются понять, почему его до сих пор там нет, и где оно могло бы быть востребовано.
О том, можно ли заводить бизнес только ради денег?
Определённо, да. При удачном расчёте и стечении обстоятельств такой бизнес тоже вырастет. Однако, тут важен другой вопрос: даже принося большие деньги, вряд ли он будет вас радовать.
Жизнь слишком короткая и лучше всего сразу заниматься тем, что приносит вам удовлетворение. Я, например, веду бизнес-консультирование не столько ради денег, сколько ради того, чтобы сделать мир бизнеса организованным и эффективным.
Мне нравится эта цель. Она меня заряжает. А, на самом деле не важно, что вы выберете. В любой сфере куча проблем, но преодолевать их помогает «энергия предпринимателя». А источником её обычно становится любовь к своему делу и производимому продукту.
О том, можно ли начать бизнес без вложений?
Нет, если речь о чём-то адекватном. Даже в тренинги и консалтинг нужны вложения. Однако, можно сделать их минимальными или придумать способ быстро вернуть.
О том, что было бы хорошей идеей для бизнеса в 2022 году?
В США, где я живу уже достаточно долгое время, я бы рассматривал область с готовыми технологиями, но в которых есть человеческий фактор.
Например, установка окон. Здесь окно стоит около $1000 и ещё $1000 я бы брал за саму установку, ведь работа настоящего профессионала очень ценна.
А своей целью поставил бы развитие сети сервисного бизнеса, куда привлекал бы новых людей и превращал их в профессионалов. В таком бизнесе хорошая маржинальность, при этом стартовать его можно с ограниченной суммы, ведь всё «уже придумано до нас».
В России, перспективной областью мне кажется строительство. Подавляющее число компаний ужасно организованы. Они срывают сроки и делают всё некачественно. При этом сказать, что «их вынуждает рынок» нельзя.
В странах, где население живет небогато (а Россия, увы, именно из таких), бюджет семьи очень сильно тратится на покупку жилья. При этом вопрос актуальный, встречается у всех. В итоге в этой сфере крутятся огромные деньги.
Только не забывайте, что многое зависит именно от вас, а не от сферы. Удачи вам!