В конце прошлого года мне в Вацапп пришло «приглашение на собеседование». Очень хочу поделиться им. Но не просто показать, а детально разобрать. Псевдо-приглашение оказалось, без преувеличений, идеальным! Эталонный образец, как заманивают соискателей на липовые вакансии. Моя собеседница «прокалывалась» буквально в каждом сообщении, хотя, наверное, искренне полагала, что интригует и привлекает меня своими туманными ответами.
Впрочем, давайте начнем по порядку и посмотрим, какие техники манипуляции здесь использовались (очень топорно, кстати).
Сообщение 1.
«Здравствуйте! Занимаюсь подбором кандидатов в Самарский офис. Есть административно-управленческие позиции, требуется офисный персонал. … Если Вы в другом городе, возможны варианты удаленной работы».
Собственно, настораживает уже само приглашение. Прежде всего, настораживает тот факт, что пришло оно в Вацапп. Конечно, у нас – век технического прогресса, куча мессенджеров. Но! Уважающие себя компании связываются с соискателем через портал поиска кандидатов и вакансий. В крайнем случае, - электронное письмо. Что же касается содержания? А его нет! В глаза бросается бессодержательность письма, и это очень показательно! Нет ни названия организации, ни именования вакансии, ни информации о том, что это за компания и чем занимается. Зато отправитель делает акценты на других вещах. Это известный манипулятивный прием – искажение информации, а точнее, ее сокрытие. Не упомянув важные вещи, с которых, по уму, начинается приглашение на работу, «менеджер», якобы вскользь, сообщает о том, что персонал требуется в Самарский офис, т.е. один из офисов компании, что, по задумке, должно навести на мысль о том, что компания – крупная и успешная. Дальше следует сладкое слово «административно-управленческие позиции». То бишь меня зовут руководить, что должно пощекотать мое эго! Да еще предлагают возможность удаленной работы, ценную для многих. Так что информации по делу – ноль, а вот «завлекалок» - избыток.
Сообщение 2. Ответ на мой вопрос о том, на какую должность меня приглашают.
«Оптово-производственная компания (занимаемся оптовой поставкой средств личной гигиены, бытовой химии, спальных принадлежностей). В настоящее время формируется филиал в Самаре, в связи с чем на административные позиции нужны серьезные, грамотные люди для организации его эффективной работы. В целом работа административного плана: организация работы персонала, расстановка сотрудников, прием на работу (проведение собеседований), развитие персонала, ведение первичной документации, возможно руководство сотрудниками в рамках одного из направлений. Оплата 25000 – 55000 руб. + премии. …. Предполагается карьерный рост. Оформление официальное».
И здесь – красота! Аж целый букет манипуляций! Прежде всего, игнорирование и уход от ответа. На мой прямой вопрос (что за вакансия), так и не отвечают, так же, как и на другие мои вопросы. Вместо этого – объемный текст с описанием примерных должностных обязанностей. Объем текста – это уже другой грязный приемчик: «Пространственные особенности подачи информации». Прием заключается в том, что на оппонента обрушивается шквал информации. По сути, на мой вопрос можно было ответить одним словом/ словосочетанием (менеджер по кадрам, делопроизводитель и т.д.). Но мой вопрос остается без ответа, а вместо него я получаю целый поток сведений. Следующий прием: искажение информации/ введение в заблуждении. Мне пишут, что компания – «оптово-производственная», а занимается «поставкой средств»… Дальше – перечень того, что они там поставляют. И тут – яркое противоречие! Что это за контора: компания-производитель, или компания-поставщик». Кстати, название чудо-компании по-прежнему не указывается. Следующий прием: неявная самопрезентация. Мне рассказывают, что нынче формируется филиал в Самаре, т.е. компания расширяется, что по плану должно вызывать уважение. Другой прием: «формирование благосклонности», иными словами, задабривание оппонента. Мне же пишут, что нужны «серьезные, грамотные люди». И позвали именно меня! Значит, я произвела такое впечатление. Неясно, чем, но это другой вопрос.
Сообщение 3.
Ответ на мою просьбу скинуть ссылку на обсуждаемую вакансию, размещенную на специальном портале, где соискатели и работодатели ищут друг друга.
«Нас там нет. Все указано. Если актуальна работа, звоните пожалуйста на этот номер телефона».
И снова – введение в заблуждение! «Манагер» пишет, что все, мол, указано, хотя вообще ничего по существу не накалякал. А, помимо этого, всплывает еще один показательный момент, который нельзя игнорировать. Чего это вдруг компания, расширяющая штат сотрудников, не разместилась ни на одном из порталов по поиску сотрудников? Это ведь самые очевидные и первые источники, которые рассматриваются и кандидатами, и работодателями. И гораздо легче писать соискателям через них, чем выискивать личные номера. Такой подход явно наводит на подозрения. Да еще в этом сообщении собеседница моя явно палится. Сообщение 3 резко отличается от первых двух по стилю написания. Во-первых, объемом. Во-вторых, вместо того, чтобы ответить мне одним сообщением, как выше, она разбивает и без того лаконичный текст, на 3 огрызка. Да еще опускает знаки препинания! Похоже, первые два сообщения высылались готовым шаблоном (не ею составленным), а мой вопрос застиг врасплох, на него шаблона не оказалось.
Сообщение 4.
В ответ на мой вопрос о названии организации мне лаконично пишут:
«Я предприниматель».
И снова – здорово! Уход от ответа и игнорирование. Да к тому же ответ наводит на новые подозрения. Если собеседница моя оказывается владельцем компании, то какого же рожна в первом сообщении она писала, что занимается «подбором кандидатов». К тому же Компания преподносится, как крупная. И факт, что владелец компании лично строчит предложения каждому кандидату – очень сомнительна. Ах да! Еще одна манипуляция в сообщении из единственного слова – самопрезентация. Вместо ответа горе-менеджер напирает на свой статус.
Сообщение 5. Последнее.
На уточняющий вопрос, с чем же я имею дело: с индивидуальным предпринимателем, или компанией, мне отвечают:
«И то и то».
Снова – крайне лаконично, без знаков препинания. Опять же: искажение информации, точнее – предоставление неполной информации. На заданный мною вопрос можно было бы ответить более развернуто, что было бы более честно. Допустим, имело смысл указать, что дама является индивидуальным предпринимателем, открывшим организацию, например, ООО. Но нет! Мне отвечают общей фразой, а дальнейшие вопросы игнорируют.
Собственно, дальше я безуспешно пытаюсь узнать название «оптово-производительной компании», или наименование ИП. Тщетно!
На самом деле, если «предприниматель» или «менеджер» сходу не представляет компанию, можно тут же прощаться. Ничего порядочного здесь не будет. Скрывать название компании от соискателя – такой же абсурд, как прятать свое имя на сайте знакомств, но при этом звать других пользователей на свидания!
Вердикт:
«Приглашение», с которым я столкнулась, - типичный бесчестный приемчик сетевого маркетинга. Существует целая схема, по которой людей буквально заманивают в сетевой «бизнес» вымышленными вакансиями. Когда соискатель клюет на щедрые обещания: гарантированный оклад, соцпакет, оформление по ТК и т.д., ему назойливо предлагают вкладываться финансово, постоянно обещая лучшее будущее, в котором отобьются все вложения. Человек становится жертвой постоянных манипуляций. Про эти манипуляции я обязательно изложу в других постах.
Будьте внимательны! Остерегайтесь ложных вакансий! Делитесь информацией с друзьями и знакомыми! Ниже представляю скрины переписки.