Найти тему
Философия России

Каллистрат Фалалеевич Жаков - российский философ, этнограф и писатель коми-зырянского происхождения.

(1866–1926)

«Для Канта явление познаваемо, вещь в себе не познаваема, а относительно Первопричины он утверждает, что ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Для лимитизма явления – это реальная категория бытия; вещь – это потенциальная категория бытия; Первопотенциал – это объединение реальной и потенциальной категорий бытия. По лимитизму мы утверждаем, что на основании изучения реального мы постигаем потенциальное при помощи исчисления тенденций. Зная же реальное и потенциальное, мы можем приближаться к познанию Первопотенциала»

К. Ф. Жаков

Каллистрат Фалалеевич Жаков (1866–1926) – российский философ и этнограф, создатель оригинальной «философии предела», или т.н. лимитизма. Будучи по происхождению коми-зырянином, оказывал посильную поддержку своему земляку (коми-зырянину по матери), в будущем всемирно известному социологу – П. А. Сорокину (1889–1968). Известно, что Сорокин читал многие работы Жакова, написал рецензию на его труд «Лимитизм» и сопровождал его в качестве ассистента в этнографических экспедициях. По утверждению Сорокина, его дружба с Жаковым продолжалась до смерти последнего в 1926 г. в Риге, что (по причинам географическим) заставляет некоторых исследователей предполагать наличие переписки между ними (на данный момент не обнаружена). Сохраняющийся интерес к творчеству Сорокина, в свою очередь, может способствовать «переоткрытию» и актуализации идей Жакова в контексте настоящего. Обратимся к статье отечественного социолога Б. Л. Рубанова («Социологические исследования», 2003, №7) «Философия лимитизма К. Ф. Жакова. К вопросу об истоках социологии П. А. Сорокина», чтобы кратко изложить концепцию лимитизма Жакова. Приводим выдержки из текста: 

«… И все же Жаков был одним из учителей Сорокина. Особенно сильно его влияние на Сорокина чувствуется при сопоставлении философии лимитизма Жакова с такими важными элементами социологии Сорокина, как принцип имманентных социокультурных изменений и принцип предела. <…>

В основе лимитистской концепции Жакова лежат два постулата: 1. «Наши ощущения – переменная величина, стремящаяся к пределу в течение биологической истории; пределом являются атрибуты вещей в себе. 2. Вещи в себе есть действительная причина на наше "я", реакция на это действие – восприятие внешнего мира». <…>

«Учение, доказывающее эти положения, должно быть названо теорией переменного и предела в гносеологии и истории познания». Эту теорию Жаков применяет как метод познания действительности: «система ощущений, представлений и понятий, хотя не адекватно соответствует вещам, но приближается к ним своим содержанием».

Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866-1926) -  российский философ, этнограф и писатель коми-зырянского происхождения.
Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866-1926) - российский философ, этнограф и писатель коми-зырянского происхождения.

«Вселенная, по этому учению, рисуется не как предустановленная, а как созидающаяся Гармония, и смысл, и цель жизни не столько нам даны, сколько построятся нами в приближении к идеальному знанию и совершенству воли и характера». Именно эта «созидающаяся Гармония», по мнению Жакова, и оправдывает мир. 

Перейдем к космологическим взглядам Жакова. Согласно им, все развивается из Первовозможного.

«Из Первовозможного рождается Первопотенциальное, из Первопотенциального вытекают потенциальные состояния, а из них потом возникают состояния реальные. Это – инволюция для Первопотенциала. В дальнейшем реальности снова переходят в потенциальное, а потенциальности – в Первопотенциальное и затем воссоединение с Первовозможным. Это – эволюция для Первопотенциала». 

«Это закон миротворчества и закон мироразрушения, начало соединяется с концом. Круг замкнут». <…>

Потенциальные состояния делятся Жаковым на «абсолютные» и «относительные». К абсолютным состояниям он относит, например, пустое пространство, реализующееся как пространство, наполненное телами, а к относительным – общее положение, реализующееся как выводы из него. Мир, возникший из Первовозможного, имеет семь граней (категорий):

1. Пространство.

2. Время.

3. Материя.

4. Психическое.

5. Логическое.

6. Эстетическое.

7. Моральное.

Потенциальные состояния именуются следующим образом (в скобках показано, как они реализуются и указаны те, кого Жаков считает авторитетами в этой области):

1. Бесконечность (пустое пространство) (гностик Валентин и апостол Павел);

2. Вечность (время без событий) (некоторые индуистские школы);

3. Первоматерия (энергия) (древний и новый материализм);

4. Душа космическая (Перводуша), (душа бессознательная) (Шопенгауэр, Э. Гартман);

5. Разум космический (Перворазум) (интуиция) (индусское учение о Браме, Гегель);

6. Космическая жажда творчества (Первопрекрасное) (Ницше) (жажда прекрасного);

7. Любовь космическая (Перводобро) (Евклид Мегарский, Владимир Соловьев) (любовь бескорыстная, стремление к жертве бессознательной).

Эти грани гомологичны по отношению друг к другу, то есть «сходны по существу», а не по форме. Так, «психические процессы (ассоциации) гомологичны, но не тождественны с логическими». <…>

Итак, категории, по Жакову, проходят в развитии потенциальное, реальное и вновь потенциальное состояния. Каждая из них идет к своему пределу, стремясь максимально реализовать себя. При этом реальное состояние рассматривается как частный случай гораздо более разнообразного потенциального состояния. С другой стороны, в процессе инволюции Первопотенциала мир развивается сначала в низших категориях, и только затем – в высших (логическое, эстетическое и моральное), которым соответствуют такие социально значимые ценности, как истина, красота и добро, и которые обобщаются в понятии культуры, представляющей собой неотъемлемое условие существования общества. В этом, по Жакову, и состоит прогресс.

Соответственно, в процессе эволюции Первопотенциала первыми переходят в потенциальное состояние высшие грани и лишь потом – низшие.

Таким образом, три из семи вышеупомянутых категорий (логическое, эстетическое и моральное), хотя и не «переходят» в другие категории, влияют на них, «заставляя» их совершенствоваться: «Гипотеза о том, в какой степени психическое, логическое, эстетическое и моральное вторгались, так сказать, в цепь событий материальной энергии, производят изменения в ней, эта гипотеза, совершенствуясь, может дать методы постижения поведения лица или общества».

Наконец, «знание есть связь представлений, связь понятий и связь элементов бытия. Оттого и грани тройственны. Пространство как представление есть перспектива; как понятие есть геометрия; как бытие есть то протяжение, в котором живут звезды и атомы». При этом о других гранях Жаков не говорит ни слова. Очевидно, он просто имел в виду, что представление – это потенциальное состояние данной категории, элемент бытия – это ее реальное состояние, а понятие – это то, как мы представляем себе данный элемент бытия.

Исторический процесс понимается Жаковым в виде «динамической пирамиды: внизу – пространство, время, материя, психика; вверху – логическое, эстетическое, моральное, а в вышине пламенная любовь – всех к единому и единого ко всем». <…>

Заметим, что высказываемые Жаковым мысли об относительности знания не мешают ему трактовать эволюцию общества в позитивистском смысле, подводя ее под «закон трех стадий» Конта, добавляя к ним «еще одну – богочеловеческую, основанную на лимитивном мировоззрении, когда человек будет ощущать Бога...». Такой понимаемый по-ницшеански «первопотенциальный богочеловек» достигнет гармонии единичной воли с коллективной волей, так как будет наделен «способностью бесконечно ждать исполнения своих желаний, раз скорое преследование [им] своей цели нарушает благо других».

Общество Жаков понимает как «воздействие людей и вещей по семи категориям: территория, преемственность, хозяйство, характер народа, науки, искусство, мораль». Аналогичные категории можно выделить и в отношении отдельного человека. Слово «аналогия» здесь применяется Жаковым для обозначения «сходства по внешности», но не по существу. Когда эта аналогия становится гомологией, когда общество-организм настолько унифицированно и едино, что каждый его член устроен «по его образу и подобию», тогда и достигается «истинная гомологичность общества и личности».

Точно так же обстоит дело с природой и человеком: «соотношение граней природы и категорий человека есть познание и постижение». Потенциальные состояния этих категорий определяются Жаковым как «потенциальные, скрытые свойства общества», а реальные – как «явные свойства общества».

Каждой из граней мира соответствует своя область знания, своя наука. Их реальное состояние отражают соответственно:

1. геометрия;

2. хронология;

3. физика;

4. психология;

5. логика;

6. эстетика;

7. этика,

а потенциальное – науки, имеющие аналогичные названия, только с приставкой «мета-». Они изучают «планы», или, если использовать терминологию Платона, идеи перечисленных выше граней. <…>

При этом философия как метанаука, как «метафизика многогранная» – только часть лимитизма, объединяющего в себе философские концепции, те же науки и религии: «оказалось: в религиях люди искали первопотенциальное, в философиях – потенциальное, в науках – реальное». С учетом позитивистских взглядов Жакова прогрессистская трактовка им эволюции науки вряд ли может удивить. По его мнению, «законы логики постепенно прилагаются ко всем стадиям» этой эволюции. Таков ее механизм. <…>

… применительно к эволюции общества Жаков вводит понятие ритма истории, которое он определяет как чередование двух волн в истории мысли: пессимизма (начиная с древних греков и кончая Э. Гартманом) и оптимизма. Оптимизм, под которым подразумевается, собственно, лимитизм, представляется Жакову реальной альтернативой захлестнувшей современную ему эпоху волне пессимизма, морального упадка и мистицизма. При этом «детство, юность человечества снова и снова будут повторяться, но каждый раз в более роскошных формах, ибо последующая волна поднимает выше гребень, чем предыдущие». <…>

перед нами вырастает довольно обширное поле влияния одного русско-зырянского мыслителя на другого (а возможно, и их взаимовлияния друг на друга). Но даже если мы обратим внимание лишь на главную "линию" влияния Жакова на Сорокина (принцип имманентных социокультурных изменений) и закроем глаза на наличие остальных "линий", и это будет свидетельствовать о том, что Жаков оказывал на Сорокина глубочайшее интеллектуальное воздействие, вполне сравнимое с влиянием на него Де Роберти, Ковалевского и Петражицкого.

Это, в свою очередь, еще сильнее побуждает нас заняться разгадкой того, почему, как выяснилось, Сорокин после отъезда за рубеж упоминает о лимитизме Жакова лишь в частной переписке, а Жаков вообще не упоминает о своем ученике. Возможно, это приоткроет нам какие-то новые потаенные уголки душ их обоих; те, которые они не пожелали раскрыть при жизни ни в своих книгах, ни, видимо, в беседах с современниками, и, соответственно, заставит нас взглянуть по-другому на созданные ими философские системы. Это будет в какой-то мере и попытка переоценки самих себя и окружающего нас мира».

Расширенный список русских философов: перейти