Считается, что поздние фильмы Пьера Ришара — слабые. Во многом это действительно так, однако и среди них можно найти картины, заслуживающие внимания.
Например, фильм 1997 года «Головой об стену» (другой перевод — «Прямо в стену», фр. — Droit dans le mur). Пьер Ришар не только сыграл в нём главную роль, но и выступил в качестве режиссёра и сценариста. Причём это последняя на данный момент режиссёрская работа актёра.
Фильм интересен прежде всего тем, что в нём Ришар фактически играет самого себя. Его герой — это постаревший и подзабытый публикой комедийный актёр по имени Ромен-Ромен. Когда-то он был звездой, но теперь его едва узнают на улицах.
Хорошей иллюстрацией этого стала сцена, в которой группа молодых выходцев из Африки и Ближнего Востока при виде героя Ришара говорят между собой: «А это не парень с телевизора?... Комик, Бурвиль! — Сам ты Бурвиль, это Фернандель!».
Бурвиль и Фернандель — это звёзды комедийного кино Франции 1950-х и 1960-х годов. В начале 1970-х Ришар пришёл им на смену, а теперь его самого уже путают с ними. Или, скорее, эти новые «французы» просто не знают ни его, ни Бурвиля, ни Фернанделя.
Тема мигрантов, кстати, поднимается и в другом эпизоде. Ромен-Ромен участвует в театральной постановке «Сирано де Бержерак». Действие в ней происходит в 17-м веке, однако режиссёр спектакля решила пригласить на роли мушкетёров чернокожих актёров. На это герой Ришара в раздражении разражается тирадой о том, что мушкетёры в то время никак не могли быть африканцами.
Очень современно, не правда ли? И, кстати, сегодня, когда чернокожую актрису приглашают сыграть Белоснежку, такую отповедь сложно себе представить в западном кино. Авторов бы тут же обвинили в расизме и бойкотировали.
И символично, что по сюжету фильма эта постановка осуществляется за деньги министерства культуры. То есть такая повестка уже тогда насаждалась во Франции сверху.
При этом подчеркну: в фильме Ришара, конечно, нет ни расизма, ни неприязни к мигрантам, ни какой-то оппозиционности. Просто нормальный юмор двадцатилетней давности по сегодняшним меркам уже воспринимается как нечто смелое и радикальное.
В целом у фильма «Головой об стену», конечно, много слабых сторон. В художественном плане его даже нельзя сравнивать с лучшими комедиями Пьера Ришара 1970-х и 1980-х годов.
Но вместе с тем в нём есть и над чем посмеяться — все-таки это по-прежнему Ришар! И есть о чём погрустить, так как фильм фактически рассказывает о закате золотой эпохи французского кино.
А главное, лента «Головой об стену» фактически стала последней классической ришаровской комедией, в которой он играет всё такого же немного застенчивого, неловкого, но смешного и доброго персонажа. Ришар много снимался и после этой картины, но такого героя он уже не играл.
Так что поклонникам творчества Пьера Ришара непременно стоит посмотреть этот фильм.