Несколько лет жили врозь халиф и бывший визирь, двор постепенно менялся, и халиф с визирем тоже менялись. Халиф без мягкого и доброго друга своего стал жестче, а визирь стал совсем отрешенным от мира. Часто халиф посылал гонца к своему любимому визирю, чтобы тот приехал погостить и не мог отказать визирь другу своему и приезжал. Чего жаждала душа визиря, никак не мог понять халиф.
И однажды опять призвал халиф своего бывшего визиря. Приехал визирь к своему другу. Халиф видел, как визирь обретает что-то, что ему, великому халифу, недоступно: но почему это есть у визиря, и визирь всегда молчит, не рассказывают халифу о своих сокровенных думах. И призвал халиф Разрушительницу наслаждений и Разлучительницу собраний: убил халиф своего любимого визиря. Все.
— Подожди, как все? А что думал визирь, что он обрел?
— Никто не знает.
— Но это же сказка! Ты должен закончить историю.
— Это правда, а не сказка.
— Скажи мне тогда, если это правда, как этого халифа и визиря звали?
Бедуин назвал.
— Что-то я не помню таких, кажется мне, что ты сказки рассказываешь.
— Это правда, зачем мне тебе врать. Сказал бы я тогда, что это сказка, зачем придумывать. Нет, правда это.
— Дядя, а где же тогда дворец?
— А, дворец... Дворец был заброшен. Визирь жил один без жены, без друзей, только несколько слуг, поэтому после его смерти дворец пустовал. Представь, внутри были драгоценности, которые так и остались после смерти хозяина, и никто их не тронул. Возможно, по приказу халифа, один Аллах знает. И после дворец не трогали. А вот сельджуки уже разграбили, а потом разрушили: не понравилось, что такой хороший дворец стоит за пределами города.
— А халиф, который убил визиря, как он потом жил, правил? Его не покарал Аллах за убийство друга?
— Нет, жил еще долгие лета и правление его было славным. Я же тебе говорю: это не сказка.
— Ничего не понимаю.
— А ты подумай.
— Ну а ты зачем живешь в этом месте?
— Я ищу уединения, как этот визирь.
— И что же ты нашел? — со страстной надеждой в голосе спросил странник.
— Это вечный поиск.
Путешественник задумался.
— Дядя, а ты всем рассказываешь эту сказку, кто к тебе приходит?
— Кому надо, тому и расскажу. Тебе нужна эта история, а другому — другая. Ты хочешь, чтобы ответы на твои вопросы пришли извне, но ты должен думать сам. Все ответы в тебе...
Они помолчали.
— Расскажи, как ты стал здесь жить?
И бедуин рассказал. Он был известным человеком, у него все было, и жил он счастливо. Но потом он начал испытывать тоску, как визирь. Приехал в этом место и понял, что ему нужно пожить здесь какое-то время. Это называется «место силы». И вот уже почти год он живет здесь. Его дети приезжают из города и привозят ему продукты.
— И долго ты планируешь жить здесь?
— Нет, думаю, что скоро вернусь домой. Так что ты очень вовремя меня встретил. Пойми, что ты не просто так сюда пришел, тебя привел Аллах. Ты должен был сюда прийти, я сразу понял, что ты в поиске. Это видно по твоим глазам.
Хозяин предложил выпить чай, расспросил путника, чем он занимается, а затем начал провожать гостя, сославшись на усталость, да и поздно уже, а тебе нужно вернуться в город.
Странник, выйдя из хижины, побродил по этому месту. Он внимательно осматривался, представляя события прошлого.
Визирь долго скакал на коне и вскоре совсем потемнело. Он нашел пещеру и стал укладываться ко сну. Наконец, визирь почувствовал свободу и хотя он не знал, что именно он искал, но радость уже царила в его сердце. На третий день радости визиря поубавилось, он не мог никак найти себе места, неужели тщетны были надежды на уединение, неужели он нигде не сможет ощутить себя в полном спокойствии. Аллах, однако, не оставил своего верного подданного: визирь забрел в ущелье и ощутил особую благодать. Он словно наполнился особой силой, ему показалось, что здесь он сможет обрести то, что давно искал.
— Sarayda ne yapacağız, efendim?"[1]
— Можно сделать склад. Мне здесь нравится.
— Lordum, bu depo şehirden uzak değil mi?[2]
— ... хороший дворец. И место хорошее.
— Efendim, bu çok tehlikeli.[3]
Дворец было приказано разобрать. Однако бейлербей не захотел оставлять себе драгоценности, а передал их в дар шейх-уль-исламу. Обычно забирая себе обнаруженное богатство, бейлербей в этот раз не смог этого сделать. Да и дворец он не хотел разрушать, но все же послушался советника. Место показалось ему необычным. Ему не хотелось отсюда уходить.
И чем больше путешественник думал, тем больше он верил в эту историю. Место силы. И еще не понимая, но начиная чувствовать, странник осознавал, почему это так. Его душа уже согласилась с последователем визиря. Он попытался запомнить, как можно лучше это место. Он запечатлел это место в душе. Однако не пустое место с хибаркой, но визирев дворец.
У него еще есть время обдумать. И он обдумает.
[1]- Что будем делать с дворцом, господин?
[2] - Мой господин, не слишком ли далеко от города будет это склад?
[3] - Господин, все же это очень опасно.