В конце декабря 2021 года Росавтодор и Российский экологический оператор подписали меморандум, в котором прописывается применение вторичного сырья для строительства федеральных трасс. Причем к 2030 году материалы из вторички составят не менее 30% общего количества. Использованию подлежат: резиновая крошка из утилизированных покрышек, компост, геосинтетики из вторичных полимеров и другие.
Что лежит в основе
Уровень сортировки отходов в 2021 году, по данным РЭО, достиг 43,3%. От них 11% без учета органики применяются как вторичные ресурсы. Вторая жизнь пластиковых бутылок и других поступающих на свалку предметов возможна на стройке не только теоретически, но и на практике. Опыт других стран, таких как Индия и Нидерланды, показывает, для строительства дорог возможно использовать 80-90% материалов, изготовленных из вторичного сырья.
Мусор можно не только сжигать и получать тепловую энергию, но и использовать его как источник ресурсов для производства. Технология переработки покрышек в резиновую крошку в России, по словам РЭО, полностью налажена. В процессе реализации проект мощного предприятия по переработке пластиковых отходов в гранулы. Таким образом, готовится база для внедрения проекта РЭО и Росавтодора.
Что важно? Чтобы качество дорог из отходов было не ниже, чем из первичных материалов.
Как этого достичь? Нужна проработка и масштабные исследования, испытания материалов из вторички в разных условиях. В том числе, определить эталонные характеристики прочности, растяжения, нагрузки на разрыв, срок эксплуатации, поведение при перепадах температур. Таких данных в настоящее время нет. Как правило, в проекты закладываются геосинтетики из первичного полиэтилена, поэтому изучением материалов из вторичного сырья никто не занимался.
Почему решили применять вторичные полимеры
Возможно, на самом деле на первом месте забота об окружающей среде. Но есть еще один важный момент: материалы из вторсырья значительно дешевле, чем из первичного.
С ростом цены на нефть увеличивается и стоимость изготовленных из нее материалов, в том числе и полиэтиленовой гранулы. Применение вторичного полимера позволит снизить стоимость проекта, экономя таким образом бюджет. Учитывая масштабы строек, планируемых на ближайшие годы Росавтодором, эта сумма будет значительной.
Получается, что можно решить сразу несколько задач:
· новые производства и рабочие места – развитие промышленности;
· утилизация отходов – решение экологических проблем;
· новые дороги – развитие инфраструктуры;
· экономия бюджета – возможно использовать ресурсы в других направлениях.
Рециклинг лежит в основе экономики замкнутого цикла, к которой стремиться наша страна. Эта модель внедрена в странах Европы, и к ней стремятся производства большинства стран по всему миру.
Выводы
Применение вторичного сырья для строительства дорог – это только начало перехода к экологичному производству. Как производители геосинтетиков, ждем проведения испытаний материалов из вторичных полимеров.